Porsche 911 - полвека успеха

Porsche 911 – это не просто сочетание букв и цифр. Это живая легенда, появившаяся на свет еще в 1964-м году и благополучно существующая по сей день.

Порше 911

Изначально, число 911 не несло никакой смысловой нагрузки, кроме названия очередной модели в рамках года выпуска. Тем не менее, производителю совсем скоро пришлось пересмотреть свою позицию, и 911-я стала первой моделью, над чьим номером годы стали не властны.

Порше 911


Начало истории. Первое поколение.

Porsche 911 пришел на замену Porsche 356 в 1963-м году. Правда, тогда, на автосалоне во Франкфурте, авто было названо Porsche 901, а ноль был заменен еще одной единицей только перед началом серийного производства в следующем году. Это было не просто принятое решение о переименовании. На переименовании настояла компания Peugeot, обладавшая правами на выпуск серийных моделей авто с нулем посередине. Но 82 единицы Porsche 901 все-таки были проданы до смены названия.

Порше 901

Критики называли новинку наименее близкой к Porsche за всю историю, особенно в плане стоимости и веса автомобиля. Стартовая стоимость модели колебалась в пределах $5000 - $6000, в зависимости от региона. Однако, успешность новой модели позволила вообще не обращать внимания на критику и продолжать развитие проторенным путем. Porsche 911 до сих пор отличается от своих конкурентов существенной особенностью, зародившейся еще в середине прошлого столетия. Двигатель располагается в задней части автомобиля.

Порше 911
Порше 911
Порше 911 двигатель
Порше 911 салон

То, что мы видим и по сей день на дорогах мира – результат плодотворного сотрудничества Фердинанда Александра Порше (дизайн) и Эрвина Коменды (кузов). Разработка, от первых эскизов, до готового макета во Франкфурте, заняла в общей сложности более четырех лет.

Александр Порше и его эскизы
Александр Порше и его Порше


1964-й год стал для Porsche 911 периодом премьерных показов и рекламы. Только в 1965-м году автомобиль стал доступен широкому кругу автолюбителей. В частности, продажи были официально начаты на европейском и североамериканском континентах. В основу спортивного купе 2+2 был положен шестицилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. Его объем составлял два литра, а мощность – 130 лошадиных сил. Это позволяло автомобилю достигать максимальной скорости в 210 км/час. Скорость разгона до 100 км/час – 9 секунд.

Порше 911 1964 года
Порше 911 1964 года

Базовая модель оснащалась пятиступенчатой механической коробкой передач. Дисковые тормоза Dunlop поставили на все 4 колеса. К тому же, использовалась независимая подвеска. У салона был двухсистемный обогрев (автономная печка на бензине и система теплообмена, связанная с глушителями), а в качестве опции можно также было установить кондиционер.

Порше 911 1964 года
Порше 911 1964 года двигатель

Еще из опций хотелось бы отметить возможность установки для водителя гоночного кресла Recaro. Всего, в первый год продаж было реализовано 235 автомобилей Porsche 911.

Порше 911 1964 года
Порше 911 1964 года


В 1965-м году производитель представил менее мощную Porsche 912, но она так и осталась одноразовой, в отличие от 911. Porsche 912 оснащалась четырехцилиндровым двигателем с мощностью 90 л.с., который использовался на 356-й модели, а сам кузов был от 911-й.

Порше 912 1965 года

Базовая модель Porsche 911 1965-го года стала на 80 кг тяжелее прошлогодней. Это было связано с добавлением в салон стандартной версии новых опций, апгрейда панели, обвеса автомобиля и использования стали в большем количестве. Если версия 64-го года весила ровно тонну, то модель 1965-го – уже 1080 кг.

Порше 911 1965 года
Порше 911 1965 года


Выпуск 1966-го года расширился за счет появления более мощной Porsche 911S, у которой все тот же базовый двигатель уже выдавал 160 лошадиных сил. Эта модификация стала первой, продемонстрировавшей кованные легкосплавные диски Fuchs.

Порше 911с 1966 года на треке
Порше 911с 1966 года на треке
Порше 911с 1966 года


Новую модель Porsche 911 1966-го года отличить от прошлогодней, было крайне трудно. До сих пор это стараются делать по номерам кузова и другим сквозным маркировкам. Ее продолжали выпускать. В общей сложности, за 1966-й год было продано 1559 экземпляров Porsche 911.

Порше 911 1966 года


В конце все того же 1966-го, на автомобильном рынке дебютировал 911 Targa, который производитель назвал первым безопасным кабриолетом. Стальная крыша не открывалась, как в обычных кабриолетах. У нее была своя, уникальная конструкция. Он выпускался специально, в связи с распространившимися слухами о возможном запрете всех классических кабриолетов на дорогах США. Слухи не оправдались, но 911 Targa не канула в историю, как 912.

Порше 911 Тарга 1967 года

В 1967-68-х годах Porsche 911 продолжал наращивать темпы продаж и хотя все основные разработки остались в 1966-м, они были успешны на протяжении двух последующих лет. Доказательством может служить общее число продаж всех модификаций модели – около 10 000 автомобилей за два неполных года!

Порше 911 Тарга 1967 года

Первые существенные изменения модели состоялись в 1969-м. Правда, визуально практически ничего не поменялось. Даже габариты авто остались прежними. Машина стала более устойчива, и у нее увеличили колесную базу, но лишь за счет невидимых со стороны изменений.

Порше 911 1969 года

Самый маломощный двигатель остался прежним. А вот флагманский и средний стали на 10 лошадиных сил мощнее, за счет использования механического впрыска топлива. В качестве опций появилась возможность установки полуавтомата Sportomatic с четырехступенчатой КПП.

Порше 911 Тарга 1969 года
Порше 911 1969 года

Для Porsche 912 этот год стал последним.

Порше 912 1969 года


Отдельного внимания заслуживает концепт B17 1969 года, разработкой которого занимались итальянцы Pininfarina, еще увеличившие колесную базу на 190 мм, за счет чего автомобиль еще прибавил в весе. Общая масса концепта составила 1100 кг. Именно на нем прошли первые тесты двигателя объемом 2,2 литра.

Порше 911 Б17 концепт 1970 года

1970-й год показал, что немцы не планируют останавливаться на «прокачке» мощности Porsche 911. Увеличение объема двигателя до 2,2 литра, благодаря использованию цилиндров с большим объемом - прямое тому доказательство. Теперь, линейка моторов выглядела так: 125, 155 и 180 лошадиных сил соответственно.

Порше 911 1970 года
Порше 911 Тарга 1970 года

Только через два года Porsche вновь увеличили объем до 2,4 л, заодно введя новую механическую пятиступенчатую КПП. Хотя, формально, объем составлял 2,34 л, что ближе все-таки к 2,3.

Порше 911 1972 года
Порше 911 1972 года
Порше 911 1972 года
Порше 911 1972 года интерьер


Перед запуском серийного производства новых двигателей в 1972-м году, за год до этого, его предварительно протестировали на концепте C20.

Все в том же, 1972-м конструкторы разработали уникальный Porsche Carrera RS 2,7 с 210-сильным двигателем. Это была первая модификация, на которой появился всем известный передний спойлер и заднее антикрыло.

Порше 911 Каррера 1973 года

К 1973-му году, линейка двигателей расширилась до четырех (130, 140, 165, 180). Как обычно, самым мощным комплектовалась Porsche 911S.

Порше 911с 1973 года


Пик славы и доходов. Второе поколение.

1974-й год обозначил начало второго поколения, которое фактически оставалось той самой Porsche 911, о чем заявляет и сам производитель. Тем не менее, считается, что этот год символизирует переход от первого ко второму поколению. Porsche предпочли называть его G-serie. Ни одно поколение Porsche 911 не могло похвастаться такими продажами, как второе.

Порше 911 1974 года

Основные направления дальнейшего развития модели диктовал рынок Северной Америки. В свете нефтяного кризиса, акцент на мощность не делался совершенно. На первый план вышли безопасность, комфорт и минимум загрязнения окружающей среды.

Порше 911 Тарга 1974 года

Продолжение совершенствования трехточечных ремней безопасности и интегрированные подголовники сделали свое дело в контексте безопасности. Что касается дизайна и интерьера, то Porsche выдал максимум возможного.

Порше 911 1974 года интерьер

Здесь и совершенно новая приборная панель и целый список пакетов, включая стеклоподъемники, наличие магнитолы, подогрева стекол и т.д.

Порше 911 1974 года интерьер

Все базовые модификации оснащались двигателями объемом 2,7 литра. Примечательно, что 911 оснащалась и для Европы двигателем мощностью 150 л.с. А вот 911S в Европе, превращалась в Северной Америке в 911 Carrera, при одинаковой мощности в 175 «лошадок». Более мощная 911 Carrera 2.7, с мощностью 210 лошадиных сил, продавалась только на европейском континенте.

Порше 911 Каррера 1974 года


Вообще, 1974-й знаменателен появлением первого Porsche 911 Turbo (заводское название Porsche 930) с трехлитровым 260-сильным двигателем и массивным задним спойлером. В следующем году модификация начнет выпускаться серийно. Опять же, только для европейского рынка. Причем, только в варианте купе. К открытому верху Porsche 911 Turbo перейдет еще не скоро.

Порше 930 1974 года

Porsche 911 Turbo появится в Северной Америке уже в 1976-м году. Однако, название у нее было свое - Porsche 911 Turbo Carrera. По традиции, мощность 3-литрового двигателя была снижена до 245 лошадиных сил. В этом же году, немецкая марка вышла на рынок Японии, где реализовывалась только базовая модификация Porsche 911 с 150-сильным двигателем объемом 2,7 литра.

Порше 911 Турбо Каррера 1976 года

В следующем году количество вариаций двигателей было сокращено до четырех. Только базовые 911 и 911S оснащались 165-сильным 2,7-литровым двигателем. На всех остальных шел трехлитровый мотор.

Порше 911 Турбо 1977 года


Масштабная модернизация, пожалуй, единственная ошибка за всю историю модели, происходит в 1978-м году. Большинство принятых решений не объясняет даже сам производитель. Мощность двигателей была еще больше снижена, а модель Carrera вообще прекратила существование.

Порше 911 Тарга 1978 года

Вплоть до 1984-го года модель лихорадило, и практически из года в год прибыль приближалась к нулю. Все модели шли с трехлитровыми двигателями, за исключением 911 Turbo (3,3 литра). Период 1978-83 годов выпуска отлично подходит для тюнинга. При невысокой исходной стоимости, автомобиль можно отлично «прокачать», что весьма проблематичнее сделать с моделями других годов, если у вас нет неограниченных денежных возможностей.

Порше 911 СК

В 1980-м году, была выпущена серия Porsche SC, которую посвятили городу Вайсах, где находился научно-исследовательский центр этой марки. По сути, это была все та же Porsche 911. Замена ее непонятной Porsche 911 SC только усугубила ситуацию.

Порше 911 СК

Через два года была выпущена ограниченная серия - Ferry Porsche Edition. Их было выпущено всего 200 штук. В 1981-м году компания Porsche на Франкфуртском автосалоне впервые показала кабриолет. Это был первый кабриолет с середины 60-х. Ведь на рынке неплохо себя чувствовала Targa. В 1982-м началось его производство, а в 1983-м модификация поступила в продажу. Прибыль подтвердила идеи разработчиков. Только в первый год было продано свыше 4200 экземпляров. Автомобиль не был полноприводным, как на выставке. Однако, это совсем не мешало интересу потребителей. За этот период было продано 58914 автомобилей серии Porsche SC. Это и позволило принять компании волевое решение, не закрывать производство 911-х, а наоборот, вдохнуть в модель новую жизнь.

Порше 911 кабриолет 1983 года

1983-й год обозначился для Porsche возвращением имени Carrera, которое последний раз использовалось еще в 1975-м году. Объем двигателя был вновь увеличен. Теперь до 3,2 литра. При таком объеме было бы просто неправильно оставлять мощность прежней. Тем более, что автомобилисты вновь стали увлекаться мощностью и скоростью. На европейский рынок отправились авто с 231-сильными двигателями, а на остальные рынки – 209-сильные. Мы говорим о самых маломощных серийниках (911 Carrera).

Порше 913 Каррера 1983 года

Линейки моторов по-прежнему оставляли большое право выбора. Инженеры отлично поработали над эффективностью работы двигателей, что позволило избежать существенных перерасходов топлива.

Порше 913 СК 1983 года

Через три года после возвращения Carrera в производство, состоялся еще один камбэк. В Северную Америку вернулась Turbo, но из-за превышения норм выбросов вредных веществ, модификация осталась под запретом в Калифорнии. В Северную Америку, Австралию и Японию теперь ввозилась модель 911 Carrera с 218-сильным двигателем.

Порше 911 Турбо 1986 года


К 1987-му году в продаже появилась коллекционная CS ClubSport, на базе Carrera. Она была на 50 кг легче базовой модели и отличалась максимальным минимализмом, вплоть до отсутствия системы кондиционирования. В общей сложности их было выпущено 340 экземпляров.

Порше 913 Клуб Спорт 1987 года

Кроме того, 1987-й отметился началом продаж Porsche 930 с открытым верхом. Причем, как Targa, так и полюбившийся всем кабриолет. Для всех модификаций, у Турбо появился дизайн-комплект Flachbau.

Порше 911 Каррера кабриолет и Тарга 1987 года

Как и раньше, американская версия Porsche Turbo была менее мощной, при одинаковом 3,3-литровом двигателе (286 л.с. против 300 л.с.). Классическая Porsche 911 доживала последние дни, ведь производитель параллельно уже готовил выпуск продолжателя традиций, но уже с новым названием.
В 1988-м было выпущено специальное издание Commemorative Edition, посвященной 250 000 Porsche 911, сошедшей с конвейера. Спустя год, модель Porsche 911 отпраздновала 25-летний юбилей выпуском ограниченной серии Anniversary edition.

Порше 911 Каррера Силвер 1989 года


Завершение эры классики и последователи.

В 1990-м году с конвейера в Германии сошли последние классические Porsche 911. Большая их часть была произведена для Северной Америки.
На замену классике пришла уже год как выпускаемая 964. Она в 1989 заменила легендарную Porsche 930, также известную, как Turbo. В продаже модель значилась, как Porsche 911 Carrera 4, где цифра обозначала полноприводность.

Порше 911 Каррера 1990 года

Несмотря на то, что порядка 85% комплектующих были полностью заменены, по сравнению с классической 911, внешность претерпела минимум изменений. Полиуретановый аэродинамический бампер и оригинальный задний спойлер.

Порше 911 Каррера 4 1990 года

Оппозитный двигатель объемом 3,6 литра выдавал 250 л.с. Зато внутри автомобиль изменился кардинально. Разработчики постарались на славу, ориентируясь на максимальный комфорт и спортивность: ABS, АККП, гидроусилитель руля, подушки безопасности, переработанное шасси и замена спиральными пружинами торсионной подвески. Вот лишь небольшой список нового. Кроме стандартных модификаций купе, Тарга и кабриолет, с 1990-го года доступен вариант Porsche 911 Carrera 4 Turbo.

Порше 964

С 1992-го года эта модификация оснащалась 3,6-литровым двигателем мощностью 360 л.с. На сегодняшний день, 964 Carrera RS, 911 Turbo S, и 911 Carrera 2 Speedster – одни из самых востребованных автомобилей среди коллекционеров.

Порше 964 интерьер
Порше 964 интерьер


В 1993-м году начался выпуск последнего автомобиля с воздушным охлаждением, который относился к серии Porsche 911. Он назывался Porsche B 993 и буквально сразу стал любимчиком автомобилистов, благодаря уникальному дизайну и надежности. Версия Porsche B 993 Turbo, стала первой, на которой использовался би-турбо двигатель. Еще одним нововведением, правда, со «старыми корнями», стал полностью алюминиевый кузов. Не стоит забывать и о первых алюминиевых дисках с полыми спицами.

Порше 993

Первый Porsche 996 сошел с конвейера в 1995-м году и открыл новую эру для классических 911. Во-первых, он стал первым автомобилем серии, где использовалась силовая установка с жидкостным охлаждением. Это сразу позволило повысить мощность двигателя до 300 л.с., а также открыло большие перспективы в плане сокращения выбросов, потребления топлива и снижения шумов.

Порше 996

В целом, внешность новинки повторяла классику. Существенным отличием можно считать фары со встроенными поворотными сигналами. Решение было достаточно спорным, но потом его переняли многие.

Порше 996

996-я подарила немало модификаций, которые вошли в историю автоспорта в частности и автомобилестроения в целом. Чего только стоит 911 GT2, ставшая первым автомобилем, где были использованы керамические тормоза. Уже в 2000-м это станет практически стандартом для гоночных авто. А еще была 911 GT3, ставшая одним из самых ярких событий 1999-го года.

Порше 996


Летом 2004-го года были показаны новые 911 Carrera и 911 Carrera S, названные производителем Porsche 997. Ярко выраженные круглые фары сразу бросались в глаза. Под капотом 911 Carrera прятался 3,6 литровый двигатель на 325 «лошадок». А у 911 Carrera S был потрясающий 3,8 литровый на 365 л.с. двигатель. Шасси было существенно переработано, причем, 911 Carrera S выпускалась с управляемой подвеской «Porsche Active Suspension Management». 997-я серия считается одной из самых грандиозных в плане модификаций. В общей сложности, линейка составила 24 варианта!

Порше 997

В 2011-м году Porsche 911 сделали самый большой технический скачок. Если, конечно, считать Porsche 991 четким последователем легендарной серии. По сравнению с предшественниками, модель стала шире и длиннее. У Porsche 991 абсолютно новая подвеска, эргономически оптимизированный интерьер и на сегодня, это, пожалуй, высшее достижение эволюции легендарных Porsche 911.

Порше 991, автосалон в Нью-Йорке

За всю историю, именно классических Porsche 911 было продано 196 397 автомобилей. Это совсем немало. Что позволяет, при наличии средств и желания, стать обладателем именно той легенды, о которой вы мечтали. А в том, что Porsche 911 это живая легенда классических спорт-каров, не приходится сомневаться.

Порше 991 концепт-кар

Число произведенных автомобилей серии неуклонно приближается к отметке в один миллион единиц.

Финальным аккордом нашего исторического опуса станет мастер-класс от проекта «BBI Autosport», которые продемонстрируют, какую «конфетку» можно сделать из уже и так «вкусной» Porsche 911 Carrera 1985-го года выпуска.