Plymouth Barracuda (1964-1974) 

В середине XX века в США появился уникальный класс автомобилей, которые были названы «мускул-карами». Как следует из названия, эти машины были оснащены очень мощными моторами, а также имели достаточно крупные размеры, которые вызывали уважение всех остальных участников дорожного движения. К началу 60-х годов выпуском «мускул-каров» занимались все компании, входящие в «Большую тройку», а также ряд предприятий с меньшими масштабами. Мощные автомобили, имевшие настоящее превосходство на дороге, быстро превратились в мечту каждого американца. Однако существовала проблема - большинство из них были очень дорогими и вряд ли могли быть доступными человеку, не занимавшему высокое положение в обществе…  Решение предложил гениальный Ли Яккока, под руководством которого был создан Ford Mustang - обладая достаточно простым шасси и компактным по американским меркам кузовом, он имел мощные двигатели, мог оснащаться автоматическими трансмиссиями … и был до неприличия дешев по сравнению с мускул-карами! Автомобильные критики, вдохновленные образом несущегося по прерии скакуна, который стал логотипом модели, назвали машину «пони-каром». Впоследствии это название стало именем нарицательным для нового сегмента автомобилей, которые по своим характеристикам были похожи на Mustang. Они могли быть малого или среднего размера, оснащались мощными моторами и автоматическими трансмиссиями, обладали упрощенным шасси, которое и позволяло делать их доступными широкому кругу потребителей.  Однако была ли компания Ford первопроходцем данного сегмента? На самом деле Mustang считается основателем класса «пони-каров» только по причине своей популярности. Корпорация Chrysler представила аналогичный автомобиль на две недели раньше, этим автомобилем был Plymouth Barracuda. Машина была построена на базе всемирно известного Plymouth Valiant, который стал популярным не только в США, но также в европейских странах, Австралии, Канаде и ряде других государств. Платформа «А» компании Chrysler идеально подходила для создания небольшого автомобиля, ориентированного на спортивный стиль - она была достаточно простой и неприхотливой, что обеспечивало снижение цены в сравнении с более крупными аналогами, и, в то же время делало машину очень надежной. Реклама Plymouth Valiant Barracuda: "Что еще можно сказать про новый автомобиль, который так выглядит, имеет 5 сидений и стоит меньше $2500? Можно сказать, что у него есть заднее сиденье для 3-х человек, которое складывается назад для перевозки груза и два "ковша" спереди. (Пять мест - стандартная комплектация для Барракуды).

Интересно, что на стадии разработки эскиза автомобиль носил название Panda - однако вся команда дизайнеров категорически протестовала против этого имени, считая, что оно погубит замечательный автомобиль. Споры относительно наименования велись достаточно долго, пока их не окончил шеф-дизайнер Джон Самсен, который и предложил имя Barracuda, которое устроило и маркетологов, и инженеров, и руководство предприятия. Первый автомобиль был показан 1 апреля 1964 года - действительно, сколь бы гениальным не было творение инженеров Ford, оно всегда будет последователем Plymouth Barracuda.

Машина имела полностью аналогичную Plymouth Valiant колесную базу, длина которой составляла 2692 миллиметра, а также позаимствовала у оригинального седана капот, лобовое стекло, оформление фар и частично - радиаторной решетки, боковые окна, а также бамперы. Подобный «гибридный дизайн» позволил уменьшить отпускную стоимость транспортного средства и сократить время, необходимое на его подготовку к производству. Однако все остальные детали Barracuda были полностью новыми, не использовавшимися ранее в иных моделях Chrysler. Особенно стоит остановиться на гнутом заднем стекле, которое на то время было наибольшим во всей автомобильной индустрии. Этот элемент машины площадью в 1,33 квадратных метра заказывали у компании Pittsburgh Plate Glass, которая была единственной, способной производить столь сложные детали крупной серией. Кстати, оформление «кормы» Barracuda настолько понравилось руководству Chrysler, что со следующего 1965 года такие же крылья и задние фонари начали устанавливаться на все модификации Valiant кроме универсала.

 

Силовые агрегаты были полностью аналогичны базовому автомобилю. Начальные версии Plymouth Barracuda комплектовались двумя версиями рядного шестицилиндрового мотора, блок которого был установлен под наклоном в 30 градусов от вертикальной оси. Такая компоновка позволяла занижать линию капота, улучшая аэродинамику транспортного средства и придавая ему динамичный вид. Меньший двигатель имел объем 2,8 литра, которому соответствовала мощность, равная 101 лошадиной силе, а больший - 3,7 литра и 145 лошадиных сил соответственно. Для тех же, кто хотел, чтобы его автомобиль действительно имел динамику спорткара, а не просто обладал соответствующим видом, предлагался новый мотор LA V8, который при объеме в 4,5 литра выдавал 180 лошадиных сил. Модель 1964 года была единственной, которая могла оснащаться опционным кнопочным управлением автоматической трансмиссией Torqueflite - в 1965 году фирма Chrysler отказалась от применения этого механизма.

Chrysler slant-6

Chrysler LA

В 1965 году комплектация автомобиля расширилась - теперь по желанию покупателя на него могли устанавливаться дисковые тормоза и кондиционер. Кроме того, машины для рынка США больше не комплектовались наименьшим шестицилиндровым двигателем - его оставили доступным только для экспортных вариантов. Восьмицилиндровый мотор был существенно доработан - благодаря карбюратору с четырьмя камерами вместо двух, увеличенной степени сжатия, а также усиленным толкателям клапанов его мощность удалось поднять до 235 лошадиных сил - такая модификация получила название Commando. Этот двигатель стал стандартным для специальной комплектации Formula S, также появившейся в 1965 году. Помимо нового мотора, в нее входили увеличенные колеса, усиленная подвеска, тахометр и специальное оформление кузова, включающее раскраску и особые эмблемы.

Formula S

Formula S

 

Кроме того, в 1965 году с кузова машины исчезла надпись Valiant - руководство фирмы приняло решение максимально разделить седан и спортивное купе, адресовав их совсем разным сегментам рынка. Несмотря на это, автомобиль продолжал продаваться, как Valiant Barracuda в Канаде и ЮАР. В 1966 году Plymouth Barracuda, выпускавшиеся для рынка США, уже оснащались собственными логотипами, изображавшими стилизованную рыбу. Кроме того, в это же время произошло небольшое обновление, которое коснулось как внутреннего, так и внешнего оформления. В салоне появилась новая приборная панель, на которой уже в любой комплектации имелись тахометр и датчик давления масла. Передняя часть за исключением решетки радиатора теперь была унифицирована с Valiant, за счет чего крылья приобрели более угловатую форму. Люксовые модификации также имели повторители указателей поворотов на крыльях, которые были стилизованы под плавники.

приборная панель до рестайлинга

приборная панель после рестайлинга

В 1967 году появилось второе поколение легендарного автомобиля, которое существенно отличалось от выпущенных ранее машин. Главной особенностью был кузов с большим количеством округлых деталей, который отличал авто от угловатого Valiant. В то время подобный дизайн, основой для которого послужила форма бутылки Кока-колы, был невероятно популярен в Соединенных Штатах и других странах, находившихся под влиянием их культуры. Кроме того, было принято решение отказаться от самой дорогой части Barracuda, которой было ее заднее стекло. Теперь крыша машины была более покатой, а площадь прозрачной части сократилась почти вдвое. Интересным элементом наружного оформления была и вогнутая панель в хвостовой части, на которой располагалась задняя оптика. Стоит вспомнить также, что на конец 60-х годов пришлось внедрение новых стандартов автомобильной безопасности в США, которые были разработаны после призывов Ральфа Нейдера и других критиков, занимавшихся вопросами транспортной безопасности. В связи с этим машины второго поколения имели отличительные черты - в 1967 на боковинах их кузовов не имелось никаких отражающих элементов, в 1968 - круглые габаритные огни, в 1969 - прямоугольные отражатели без огней. В данном поколении предлагались кузова купе, кабриолет и фастбек.

1967

1967

1968

 

1968

1969

1969

Конкуренция в сегменте «пони-каров» нарастала, и концерну Chrysler пришлось серьезно задуматься о замене линейки моторов, которые уже уступали по мощности аналогичным моделям иных производителей. В частности, в 1967 году был предложен новый «топовый» двигатель, который при объеме в 6,3 литра развивал мощность, равную 290 лошадиных сил. В следующем году производитель отказался от наименьшего V8 и предложил для его замены сразу два двигателя - при объеме, равном 5,2 и 5,6 литров они развивали мощность в 230 и 275 лошадиных сил соответственно. «Старший» восьмицилиндровый мотор был существенно усовершенствован - на него установили впускной коллектор, распредвал и головку блока, аналогичную применявшейся на мускул-каре Dodge Super Bee и Plymouth Road Runner. В результате его мощность была повышена до 300 лошадиных сил - такая версия силового агрегата устанавливалась на модификацию Formula S.

Formula S

 

Formula S

В 1968 году фирма Chrysler выпустила ограниченную серию, в которую входило 50 автомобилей, оснащенных легендарным мотором V8 Hemi, имевшим объем в 7,0 литров, а также мощность, равную 425 лошадиных сил. Эти машины не были предназначены для езды по дорогам общего пользования - они выступали в заездах на четверть мили, где позволяли спортсменам получать отличные результаты благодаря времени прохождения дистанции, равному 14-15 секундам. Кроме мотора, ограниченная серия Plymouth Barracuda, участвовавшая в гонках серии Super Stock, имела стеклопластиковые передние крылья, облегченные боковые стекла, спортивные передние сидения, шумоизолирующую обработку салона, а также была лишена задних посадочных мест.

Barracuda Hemi Super Stock

В этом же году была предложена специальная версия Charger Power для Южной Африки. Использовавшийся в ней более мощный 6-цилиндровый рядный мотор был форсирован до 190 лошадиных сил благодаря новому распредвалу, двухкамерному карбюратору, выхлопной системе с меньшим сопротивлением, а также повышенной степени сжатия. Кроме того, в 1968 компания AutoCraft из Висконсина предложила свою версию Plymouth Barracuda, которая была названа Savage GT. Внешне она отличалась только оформлением радиаторной решетки, которая была лишена центрального вертикального разделителя, а также капотом с отверстием для притока воздуха, колесами со спицами, и крышкой багажника с небольшим спойлером. Однако внутренние изменения были куда более существенными - в частности, в салоне имелась интегрированная рама безопасности, защищавшая передних пассажиров при переворотах. Кроме того, машина снабжалась усиленной подвеской с измененными характеристиками и существенно доработанными двигателями - при объеме в 5,6, 6,3 и 7,2 литров они имели производительность, равную 280, 335 и 380 лошадиным силам соответственно.

Savage GT

В 1969 году появилась новая модификация, которая получила сокращенное имя ‘Cuda. Она могла оснащаться различными двигателями, стандартными для иных модификаций Plymouth Barracuda, однако только для нее предлагался мотор RB V8 объемом 7,2 литра, который развивал 370 лошадиных сил. Внешне машина отличалась иным капотом, на котором располагались крупные вентиляционные отверстия, облегчавшие приток воздуха к увеличенному двигателю, а также специальными наклейками на кузове, которые придавали ей динамичный вид. Кроме того, в 1969 также была предложена комплектация Mod Top, предполагавшая обтяжку крыши винилом, на который наносился цветочный узор. В аналогичном стиле были выполнены внутренние дверные панели и сидения машины.

Mod Top

Mod Top

Mod Top

1970 год был ознаменован появлением третьего поколения машины, которая уже фактически не имела ничего общего как с предшественниками, так и с Plymouth Valiant. Она была построена на платформе E, которая также использовалась в более крупном автомобиле Dodge Challenger, имевшем удлиненную колесную базу. Однако ни одной общей кузовной панели у этих машин не было. Кроме того, в модельном ряду Plymouth Barracuda остались только купе и кабриолеты - фастбеки были исключены из производственной гаммы.

1970

 

1970

Третье поколение должно было избавиться от репутации бюджетного автомобиля - специально для этого в модельном ряду было выделено три линейки. Базовой являлся сам Plymouth Barracuda, люксовая модификация носила название Gran Coupe, а спортивная - ‘Cuda. Кроме того, в 1971 году производилась удешевленная модификация Plymouth Barracuda Coupe, отличавшаяся наличием тонкой дополнительной стойки крыши и жестко закрепленной задней части бокового стекла.

Cuda 1970

Cuda 1970

Линейка моторов была подвергнута тщательному пересмотру. В частности, для стандартной и люксовой модификации предлагался как уже известный шестицилиндровый мотор объемом в 3,7 литра, так и его вариант на 3,2 литра, имеющий мощность, равную 145 лошадиным силам. Кроме того, на них могли устанавливаться и двигатели V8 - перешедшие с предыдущего поколения агрегаты объемом 5,2 и 6,3 литра. Кроме того, последний мотор мог дополнительно оснащаться четырехкамерным карбюратором, который позволял ему развивать мощность, равную 330 лошадиным силам. Для ‘Cuda базовым был этот же V8, однако форсированный до 335 лошадиных сил - столько же было у Dodge Magnum. Кроме того, Plymouth ‘Cuda мог оснащаться также силовым агрегатом Hemi объемом в 7 литров, который развивал 425 лошадиных сил - теперь его можно было устанавливать без специальной подготовки кузова благодаря большей ширине платформы E. Кроме того, покупателям предлагались и две версии двигателя серии B, имевшего объем в 7,2 литра - при комплектации одним четырехкамерным карбюратором он развивал 375 лошадиных сил, а после установки трех двухкамерных узлов мощность повышалась до 390 лошадиных сил.

Hemi Cuda

Hemi Cuda

Машины этих серий часто выступали в гонках. В частности, в 1970 годах ‘Cuda участвовавли в соревнованиях Trans Am, где неизменно приносили гонщикам вторые и третьи места на подиумах. А вот французское подразделение Chrysler смогло добиться лучших результатов. Подготовленные им ‘Cuda с моторами Hemi несколько раз выигрывали гонки, в том числе занимая первые места.

Hemi Cuda французского подразделения

 

В 1971 году прошел небольшой рестайлинг, в ходе которого машина получила новую решетку радиатора, новые задние фонари, а также измененные сидения и некоторые отличия в наружном оформлении. Кстати, только в этом году производились машины с четырьмя фарами головного света и автомобили ‘Cuda со стилизованными «жабрами» на передних крыльях. Список доступных моторов остался прежним, однако на V8 объемом 7,2 литра теперь могли устанавливаться только три двухкамерных карбюратора. Также в это время на модели, оснащенные механической трансмиссией, начали устанавливать усиленную заднюю ось Dana 60, которой также комплектовались некоторые пикапы и легкие грузовики. Для машин с АКПП она была опциональной. Кроме того, в качестве опций предлагались также капоты с вентиляционными отверстиями для восьмицилиндровых версий и резиновые накладки на передний бампер, окрашенные в цвет кузова.

1971

1971

Следующий, 1972 год принес очередное обновление - теперь задние фонари имели круглую форму, а спереди вновь устанавливались две крупные фары головного света. Кроме того, согласно федеральному закону о транспортной безопасности, машины оснащались бамперами увеличенного размера. Однако в остальном значительных изменений не произошло - машины продолжали выпускаться в таком виде вплоть до 1974 года.

1972

 

1972

Но было понятно, что жизненный цикл модели уже близок к завершению - на это повлиял нефтяной кризис, сильно снизивший продажи всех «пони-каров». Свидетельством тому было резкое сокращение списка опций - машины уже не комплектовались кожаными сидениями и плюшевыми ковриками, увеличенными колесами, усиленной подвеской и задним мостом, электроприводом сидений и окон. Однако куда более важным было отсутствие в модельном ряду наиболее мощных моторов.

В 1972 году базовым мотором для моделей Plymouth Barracuda и ‘Cuda был V8, имевший объем 5,2 литра, который развивал 150 лошадиных сил согласно новой методике измерения, предполагавшей получение показателя после отбора мощности на все нужды. Кроме того, в качестве опции предлагались меньший шестицилиндровый мотор объемом 3,7 литра и мощностью 110 лошадиных сил, а также агрегат объемом 5,6 литра с производительностью, равной 240 лошадиным силам. В 1974 году его сменил мотор, объем которого вырос на 0,3 литра, а мощность - на 5 лошадиных сил.

1973

1974

Машины имели все худшую динамику, поскольку по новым стандартам безопасности на них устанавливались увеличенные бамперы, имевшие больший вес, а в дверях появились защитные брусы, снижавшие вероятность получения травмы при боковом столкновении. Растущие цены на топливо повлияли на уменьшение продаж «пони-каров», а окончательную точку в их истории поставили увеличенные тарифы страховых компаний, по исследованиям которых эти машины чаще иных попадали в ДТП.

Несмотря на все неприятности, сотрудники компании Chrysler были настроены оптимистично, а дизайнеры даже создали два полноразмерных макета нового поколения Plymouth Barracuda. По их задумке, машина должна была стать похожей на Plymouth Road Runner Superbird, имевший превосходную аэродинамику благодаря заостренной форме носовой части. Однако продолжающийся нефтяной кризис вынудил руководство корпорации закрыть этот проект. Последняя машина была выпущена ровно спустя 10 лет после появления перовой в серии - 1 апреля 1974 года.

Автомобиль получил значительную популярность среди коллекционеров в конце 90-х - начале 2000-х годов благодаря выходу на экраны телевизоров сериала о полицейском детективе Нэше Бриджесе, автомобилем которого был Plymouth ‘Cuda Hemi.

машина Нэша Бриджеса

Машина Нэша Бриджеса

 

Ниже предлагаем вашему вниманию несколько видео, в которых вы можете увидеть восстановленные и сохраненные Plymouth Barracuda Formula S 1967, Plymouth ‘Cuda 572 Hemi Convertable 1970, Plymouth ‘Cuda 440 1970.