Jeep CJ (1944-1986)

Существуют легендарные автомобили, которые поражают воображение необычайной красотой форм кузова, роскошью отделки и высокими технологиями. Небольшая утилитарная машина Jeep CJ вовсе не относится к ним, однако все равно пользуется необычайной популярностью у коллекционеров. Причина этого - в ее происхождении, ведь основой для такой модели послужил Willys MB, который широко использовался на полях сражений Второй Мировой Войны. Кроме того, Jeep был одним из немногих автомобилей, выпускавшихся в почти неизменном виде более 40 лет, что и принесло ему славу классической модели. Признание машины настолько высоко, что во многих странах любые внедорожники до сих пор называют «джипами».

История Jeep CJ началась в 1944 году, когда часть военных Willys MB вернулась в США для ремонта и переоснащения. В это время уже было понятно, что победа союзников во Второй Мировой - вопрос времени, и командование решило не отправлять полученные автомобили в зону боевых действий, а оставить их в стране, преобразовав в гражданские модели. Машины были тщательно отремонтированы, снабжены сцепным устройством для буксировки, задним бортом откидного типа, а также тканевым верхом, закрывавшим пассажиров от непогоды. На некоторые машины были установлены дополнительные сиденья и поручни, что позволяло перевозить в них до 6 человек. Точное количество восстановленных транспортных средств неизвестно, так как все соответствующие документы были уничтожены. Ни один из автомобилей, получивших название Civilian JEEP (CJ - гражданский Джип), не сохранился до наших дней. Jeep CJ 1944Несмотря на то, что подобное преобразование военного транспорта не позволило получить практически никакой информации о возможности применения Willys MB «на гражданке», компании Willys, которая тогда занималась производством легких армейских автомобилей, понравилась идея о возможности коммерческого использования ее продукции. В этом же 1944 году она начинает выпуск модифицированной модели MB, которая получила название CJ-2. Кузовная оснастка и двигатель были полностью идентичны военному автомобилю. Что касается последнего, то им был знаменитый агрегат L134, прозванный американскими солдатами Go Devil за его способность к быстрому разгону легкой машины. Разработанный в 1937 году, этот агрегат был настоящим техническим шедевром своего времени. Развивая мощность в 60 лошадиных сил при рабочем объеме цилиндров 2,2 литра, он совмещал хорошую отдачу с экономичностью и неприхотливостью к качеству топлива.

Motor Jeep CJ 1944

Jeep CJ-2 1944

Agrijeeps CJ-2 1944

Первые машины были отправлены специально отобранным фермерским хозяйствам, которые вскоре рапортовали о полной непригодности армейской машины для выполнения гражданской работы. После этого инженеры компании-производителя вспомнили о технических решениях, применявшихся в первых CJ, и оснастили последующие прототипы откидным бортом, сцепным устройством и механизмом регулирования оборотов холостого хода. Кроме того, рассчитанная на высокую скорость трансмиссия была заменена «тяговой» трехступенчатой коробкой передач, которая совмещалась с понижающим рядом, имевшим передаточное число 1:2,43. В прототипах CJ-2 появились и такие узнаваемые черты модели, как запасное колесо, подвешенное по правому борту автомобиля и специальные штампованные ниши в салоне, предназначенные для хранения инструментов. Кроме того, от ранних производственных образцов эти усовершенствованные модели можно было узнать по штампованной надписи JEEP на передней кромке капота и табличке с надписью AgriJEEP сбоку от приборной панели, которая недвусмысленно указывала на сельскохозяйственное предназначение авто. Всего было произведено 45 прототипов данной серии, из которых 8 сохранилось в виде кузовов, частично укомплектованных различными агрегатами и только один - в виде полноценной машины на ходу.

AgriJEEP 1944

AgriJEEP  1944

AgriJEEP  1944

 В 1945 году компания Willys объявила о выходе своей первой массовой гражданской модели, которая получила наименование CJ-2A. В настоящее время  неизвестно, что означала  последняя буква в названии. Некоторые специалисты утверждают, что предполагалось значительное расширение модельного ряда внутри данного поколения, а некоторые считают, что под ней скрывалось слово Approved - «утвержденный». От ходовых прототипов она отличалась несколькими изменениями - в частности, были значительно увеличены фары, которые уже не предполагалось скрывать затемняющими шторками, а решетка радиатора получила 7 широких прорезей вместо 9 узких - это способствовало лучшему охлаждению мотора в условиях сильного запыления. Вместе с тем, машина полностью сохранила такие особенности, как инструментальные ящички и колесо, подвешенное по правому борту.

Jeep CJ-2А 1945

Jeep CJ-2А 1945

Jeep CJ-2А 1945

Jeep CJ-2A 1945

Jeep CJ 1946-2A

Базовая модель позиционировалась в качестве легкого скоростного трактора, который предназначался для работы в фермерском хозяйстве, на строительных площадках и производственных предприятиях. Такое утилитарное предназначение сказывалось и на комплектации - за минимальную цену покупателям было доступно открытое транспортное средство с одним водительским сиденьем и без какого-либо навесного оборудования. Все для повышения комфорта можно было приобрести за дополнительную плату. Покупателям предлагались сиденья, поручни, мягкий тентовый верх, а также двойные задние фары и автоматические дворники - в базовой комплектации щетка со стороны пассажира приводилась вручную. Кроме того, для приспособления к выполнению определенных работ Willys CJ-2A можно было укомплектовать передней и задней коробкой отбора мощности и навесным оборудованием. Список его был очень широк - только сам производитель автомобиля предлагал косилки, снегоочиститель, сварочный генератор и гидравлический привод, не говоря уже о сторонних изготовителях. Для экспортных модификаций предлагались такие опции, как увеличенный «тропический» радиатор, дополнительная защита передней решетки, усиленные рессоры для тяжелого бездорожья и обогреватель, жизненно важный в северных широтах.

Jeep CJ-2А 1946

Jeep CJ-2А 1946

Изначально CJ-2A выпускался всего в двух цветах - пастельном зеленом и красно-оранжевом. Однако со временем список вариантов окраски значительно расширился - в 1946 году к ним добавились такие тона, как черный, синий и темно-красный. После 1947 года автомобиль можно было также заказать в сером, изумрудно-зеленом и бежевом цветах. Несмотря на то, что до 1949 года было выпущено 214 760 единиц Willys CJ-2A, найти оригинальный автомобиль данной серии очень сложно. Причина этого проста - после войны Америку сотрясали масштабные экономические кризисы, которые сопровождались многонедельными забастовками. Чтобы справиться с нехваткой деталей и снизить стоимость продукции, руководство компании Willys отправляло на разборку устаревшие армейские внедорожники MB, используя их компоненты на конвейере или продавая в качестве запчастей.

Jeep CJ-2А 1947

Jeep CJ-2А 1947

В 1949 году свет увидело новое поколение легендарного автомобиля, которое было названо CJ-3A. Первые покупатели были шокированы - за выросшую цену им предлагали тот же автомобиль! Однако стоило присмотреться поближе, чтобы увидеть ряд отличий. Лобовое стекло уже было полностью цельным и не имело центральной перемычки. Оба дворника имели вакуумный привод и располагались на капоте, а не на рамке окна. Кроме того, стекло могло откидываться вперед и закрепляться специальными фиксаторами, которые предотвращали его повреждение. Уже в стандартной комплектации поставлялся мощный передний бампер с крюками захвата, но главное отличие касалось задней части кузова. Колесные арки были уменьшены, в результате чего удалось отодвинуть сиденья назад, освободив больше места для водителя и пассажира.

Jeep CJ 3A 1949

Jeep CJ-3A 1949

Jeep CJ-3A 1949

Обычная модификация уже имела два полноценных кресла, а при необходимости ее можно было доукомплектовать задними сиденьями. Отличие касалось и ходовой части - в подвеске применялись усиленные 10-листные рессоры, выдерживавшие значительную нагрузку, а трансмиссия получила новые редукторы мостов с возможностью выбора передаточного числа заднего агрегата. Мотор остался неизменным - довоенный Go Devil всем устраивал американских фермеров и промышленников. В 1951 году руководство фирмы решило вернуться к производству упрощенных модификаций и запустило бюджетную серию Farm Jeep, которая была лишена всех средств улучшения комфорта, включая правое переднее сиденье, однако снабжена двумя валами отбора мощности. В конце 1952 года завод приостановил выпуск автомобилей данной серии, приготовившись перейти к очередному обновлению. Часть производственной оснастки была передана японской компании Mitsubishi, которая произвела 550 машин под названием JEEP1 и JEEP2. Ни один из этих экземпляров не был продан на открытом рынке - они предназначались для нужд полиции страны и государственного лесничества. Учитывая японские автомобили, всего было выпущено 131 843 единицы CJ-3A - модель была не столь успешной, как ее предшественница.

Jeep CJ 1953

Jeep CJ-3A 1952

Mitsubishi Jeep J2

Еще в 1951 году был готов прототип серии CJ-4, который имел революционный дизайн с изогнутыми кузовными панелями и более мощным двигателем Willys Hurricane, развивавшим 75 лошадиных сил. Однако дела у компании шли очень плохо, и данный образец сначала просто стоял на заднем дворе предприятия, а затем был продан одному из сотрудников, в результате чего не сохранился до наших дней. В 1953 году компания, стоявшая на грани банкротства, влилась в корпорацию Kaiser Motors, которая сменила название торговой марки с Willys-Overland на Willys Motors Incorporated. Новое руководство решило не рисковать, выводя на рынок абсолютно новую модель, а несколько улучшить существующую, доработав ее с учетом всех замечаний потребителей.

Модификация CJ-3B имела тот самый двигатель Hurricane, который устанавливался и на прототип четвертой серии, однако существенно изменять ради него дизайн кузова на этот раз не стали. Для того чтобы обеспечить дополнительное пространство, капот был несколько приподнят и удлинен, а прорези радиаторной решетки расширились, позволив мотору намного лучше охлаждаться встречным потоком воздуха. Несмотря на явно устаревшую конструкцию, модель CJ-3B стала наибольшим долгожителем в производственном ряду компании - в США она производилась до 1968 году, успев пережить небольшое обновление, в котором автомобиль получил опциональную четырехскоростную коробку передач. Кроме того, рассчитывая получить максимальную выгоду, компания Kaiser Motors продала лицензию на изготовление и техническую документацию нескольким зарубежным фирмам. Японская Mitsubishi производила автомобиль с 1953 по 1998 год, разработав на его базе несколько модификаций, выпущенных в общем количестве около 200 000 единиц. Дольше всего CJ-3B выпускался индийской фирмой Mahindra - последняя машина сошла с конвейера только в 2010 году.

Jeep CJ-3B 1953

Jeep CJ-3B 1953

Jeep CJ-3B 1953

Мotor Jeep CJ-3В 1954

Несмотря на продолжение выпуска модифицированного CJ-3, уже в 1954 году появляется полностью новая модель CJ-5, которая частично переняла дизайн прототипа 1951 года, хотя и лишилась наиболее экстравагантных стилистических решений. Кроме более плавных обводов кузова, в машине применялась зауженная радиаторная решетка, которая была сжата между сильно расширившимися крыльями. Также отличительной чертой стала и мощная дуга безопасности, располагавшаяся сразу за передними сиденьями. При опрокидывании она предотвращала получение серьезных травм людьми, находящимися внутри. Лобовое стекло несколько отклонилось назад, а передний бампер вытянулся, что позволило обеспечить лучшие показатели поглощения энергии удара при аварии. В течение всего времени производства техническая начинка автомобиля менялась - переносилось расположение топливного бака, удлинялись рессоры, еще больше увеличивался угол наклона переднего окна, а также добавлялись боковые габаритные огни.

Jeep CJ-5 1954

Jeep CJ-5 1954

Jeep CJ 1977

Однако наиболее серьезное изменение произошло в 1961 году. В это время компания Kaiser заключила соглашение с британской корпорацией Perkins о поставке дизельных моторов. Теперь покупатели могли выбрать экономичный автомобиль, работавший на тяжелом топливе, что было особенно актуально для тех, кто использовал его в своем бизнесе. При рабочем объеме в 3,15 литра производительность такого агрегата составляла 62 лошадиные силы. Следующей вехой стал уже 1965 год, когда производитель приобрел всю техническую оснастку для шестицилиндрового двигателя, разработанного Buick. При объеме в 3,7 литра он развивал мощность в 155 лошадиных сил, что позволяло компактному внедорожнику идти вровень с некоторыми спортивными автомобилями того времени. Именно этот мотор стал основным для модели CJ-5, в то время как четырехцилиндровый агрегат предлагался для упрощенных модификаций.

дизель Perkins

Дизель Perkins

Jeep CJ 1967

В 1970 году произошло очередное значительное событие, которое вновь резко изменило положение дел компании. Не слишком успешная корпорация Kaiser, когда-то поглотившая фирму Willys, теперь сама влилась в состав более крупного конкурента - им стал конгломерат American Motors Company (AMC), который в те времена был серьезным противником знаменитой «Большой тройки». В этом же году Buick, находящийся в составе General Motors, вернул себе право на производство двигателя V6, и выкупил всю техническую оснастку для его изготовления. Руководство компании, ранее не желавшее делиться с Willys своей технической базой, теперь не имело выбора. С 1971 года на автомобили начинают устанавливаться мощные рядные шестицилиндровые агрегаты AMC. При этом маркетологи корпорации приняли достаточно интересное решение. Для всей территории США использовался единый мотор объемом 3,8 литра, производительность которого составляла 145 лошадиных сил. Исключение было сделано только для «Золотого штата» - Калифорнии, в которой продавалась эксклюзивная модель с агрегатом, расточенным до 4,2 литров и развивавшим 170 лошадиных сил. Спустя несколько месяцев более мощная силовая установка стала доступна для всей остальной Америки в качестве опции.

Jeep CJ 1971

Jeep CJ -5 Renegade  1971

Jeep CJ 1972

В 1972 году был проведен рестайлинг модели, которая получила топовый двигатель V8 объемом 5,0 литров. Мощности в 210 лошадиных сил уже хватало не только на внедорожные подвиги, но и на быструю езду по американским безграничным хайвэям. Благодаря этому модель CJ-5 разрушила былой имидж утилитарного автомобиля, получив репутацию универсального транспортного средства для активного образа жизни. Кроме того, машина получила новый капот - изначально рассчитанный на четырехцилиндровые силовые агрегаты моторный отсек уже не мог обеспечивать должного охлаждения. Вместе с этим обновлением впервые поменялась приборная панель - россыпь мелких указателей уступила место одному центральному «колодцу» с козырьком, который вмещала в себя не только спидометр, но также датчики температуры, давления масла и уровня топлива.

Jeep CJ 1976

Jeep CJ-5 1978

Jeep CJ-5 1978

1976 год стал периодом очередного обновления долгожителя CJ-5. Открытая рама уступила место коробчатой конструкции с усиленной задней балкой. Кузов также преобразился, став более округлым и современным. Несмотря на явный прогресс, многие фанаты марки обвинили производителя в том, что он нарушает каноничные стандарты американского внедорожника, сгладив его резкие углы. Задний мост получил новый редуктор с двойным креплением карданного вала, которое обеспечивало большую надежность и меньший уровень шума. Кроме того, вновь был изменен угол наклона лобового стекла - среди покупателей это вызвало волну негодования, так как старые тканевые крыши больше не подходили к автомобилю, и им пришлось раскошеливаться на покупку новых аксессуаров. В 1977 году в продаже появилась эксклюзивная серия Golden Eagle, которая уже напоминала своей отделкой обычный легковой автомобиль, и даже имела тахометр и дисковые тормоза.

Jeep CJ-5 Golden Eagle 1977

Jeep CJ-5 Golden Eagle 1977

Jeep CJ-5 Golden Eagle 1979

Еще через два года автомобиль был лишен возможности выбора двигателя - на него устанавливалась только старшая модификация рядного шестицилиндрового мотора. Дополненная сдвоенным карбюратором, она уже выдавала мощность в 200 лошадиных сил при относительно малом расходе топлива - это и послужило причиной для отказа от крупных V8. Кроме того, впервые на автомобилях Willys появился радиоприемник, который считался роскошью для сельскохозяйственного трактора, каким представлялся CJ-5 в начале его производства. Еще спустя год модель была значительно упрощена, а ее техническая часть получила обновление. Под капотом вновь появился четырехцилиндровый агрегат - на этот раз это был рядный двигатель General Motors объемом 2,5 литра, который получил в народе прозвище «Железный герцог». Мощность уменьшилась до 110 лошадиных сил, однако частично это компенсировалось установкой стандартной механической трансмиссии Tremec, которая обладала четырьмя сближенными ступенями, снижавшими время разгона до максимальной скорости. В таком виде модель продавалась до 1983 года, когда ее производство было прекращено по всему миру - одновременно с США были отключены линии в Иране и Бразилии. Всего было выпущено 603 303 единицы.

Jeep CJ 1983

Jeep CJ-5 1977

Jeep CJ-5 1983

Стоит упомянуть и о еще одной интересной модификации такого автомобиля. Через год после старта производства оригинальной машины CJ-5 была выпущена длиннобазная модель, которая изначально позиционировалась, как пассажирский легковой автомобиль. Единственным ее отличием была удлиненная рама, которая позволила также растянуть кузов, сделав в нем четыре полноценных проема для входа людей, а также разместить нормальные задние сиденья вместо прежних багажных стульчиков. В остальном же CJ-6 полностью повторял своего «меньшего брата», и заимствовал все его технические новшества, включая изменения силовых агрегатов и кузовных панелей. Несмотря на очевидное преимущество в комфорте, грузоподъемности и удобстве размещения грузов, автомобиль так и не стал популярным в США. Намного больше машин было продано в Швеции и ЮАР, чем на ее родине в Северной Америке. Кроме того, часть транспортных средств была выкуплена армией США, которая преобразовала их в полевые санитарные автомобили и мобильные командные пункты с мощным радиопередатчиком. Производство завершилось в 1975 году.

Jeep CJ-6 1976

Jeep CJ-6 1977

Jeep CJ-6 1976

Приняв во внимание провал CJ-6, компания выпустила на рынок в 1976 году совершенно новую модель, которая имела удлиненную колесную базу, однако сохраняла двухдверную компоновку и все родовые черты классического внедорожника. Кузов несколько преобразился - теперь он стал еще более округлым, что соответствовало новым тенденциям в автомобильном дизайне. Центральная дуга безопасности стала еще выше, что позволило снизить уровень травматизма при езде по бездорожью - кроме того, любители экстремальных видов автомобильного спорта могли устанавливать на дугу специальные фонари дальнего света. В качестве опции теперь предлагалась жесткая пластиковая крыша и стальные двери, защищавшие салон от попадания крупных камней, влаги, пыли и грязи. Небольшие изменения были внесены в трансмиссию - редукторы переднего и заднего постов были снабжены пониженным передаточным числом, что несколько ограничивало максимальную скорость, однако увеличивало тягу при медленном равномерном движении, важную для прохождения участков бездорожья с крупными камнями.

Jeep CJ-7 1985

Jeep CJ-7 1985

Jeep CJ-7 1985

Моторы полностью повторяли силовое оборудование своего предшественника за единственным исключением - в качестве бюджетной коммерческой версии предлагался CJ-7 с дизельным двигателем Isuzu, который развивал мощность 68 лошадиных сил при рабочем объеме цилиндров 2,4 литра. Как и в случае с CJ-5, после 1980 года все крупные моторы были изъяты из производственного ряда - они использовались только в ограниченных специальных модификациях. Наиболее популярной версией была серия Renegade, которая включала в себя шестицилиндровый двигатель мощностью 200 лошадиных сил, а также «внедорожный пакет» с усовершенствованной трансмиссией Quadra-Trac. При движении по дорогам общего пользования передние колеса можно было отключать, что способствовало продлению срока эксплуатации агрегатов. Кроме того, покупатели могли выбрать и роскошную модификацию Laredo, в которой на автомобиль устанавливались хромированные бампера и колесные диски, усовершенствованная панель приборов, кожаные сиденья, а также увеличенные буксировочные крюки спереди и сзади. Тем же, кто предпочитал быструю езду, необходимо было обратить внимание на ограниченную серию Golden Hawk, которая оснащалась пятилитровым мотором V8.

Jeep CJ-7 1985

Jeep CJ-7 Laredo 1984

Jeep CJ-7 1980

С 1980 года в качестве опции можно было заказать продвинутую трансмиссию, которая включала в себя улучшенную раздаточную коробку с иными передаточными числами, а также пятиступенчатую коробку передач, обеспечивавшую экономию топлива при поездках на большие расстояния. Немного позже появилась и трехступенчатая автоматическая трансмиссия, которая стала базовой для наиболее дорогих серий. Несмотря на то, что в 1986 году производство CJ-7 в США было остановлено, он продолжил выпускаться в Южной Корее под наименованием SsangYong Korando. Кроме того, в Америке до текущего времени существует множество мелких фирм, которые собирают автомобиль на заказ из оригинальных компонентов, используя при этом стальные и стеклопластиковые кузова. Серийно же было изготовлено 379 299 единиц CJ-7.

Jeep CJ-7 1981

Jeep CJ-7 1981

Jeep CJ-7 1981

Кроме того, в 1981 году был начат выпуск настоящего наследника длиннобазного автомобиля, который получил наименование CJ-8. В отличие от пассажирского CJ-7, он производился исключительно как легкий пикап с жесткой крышей кабины. Кроме того, в нем применялась исключительно упрощенная комплектация, которая включала в себя два тканевых сиденья, обычную переднюю панель и деревянную обивку верхней части кузова. В качестве трансмиссии использовалась стандартная для бюджетных внедорожников схема с возможностью подключения передних колес на ограниченное время. За отдельную плату ее можно было поменять на автоматизированный гидравлический узел. После 1983 года было выпущено около 1000 внедорожников с цельнометаллическим грузовым кузовом, который предназначался для развозки почты на Аляске. Интересным фактом также является то, что одним из владельцев CJ-8 был бывший президент США Рональд Рейган, который использовал его для поездок по своему ранчо. Производство завершилось в 1986 году, когда было выпущено в общем счете 24075 машин.

Jeep CJ-8 1986

Jeep CJ-8 1986

Jeep CJ-8 1986

Рейган и CJ-8

Последним в роду CJ стал автомобиль, который не имел ничего общего со своими предшественниками. CJ-10 происходил не от легендарного Willys MB, а от современного пикапа Jeep Gladiator. В 1981 году начался выпуск этого автомобиля, который отличался от донора агрегатов несколько измененным кузовом, а также упрощенной отделкой и повышенной грузоподъемностью. В зависимости от выбранной подвески клиенты могли получить в свое распоряжение модификации, принимавшие на борт 1700 или 2000 кг. Трансмиссии также были полностью заимствованы у оригинального пикапа - на выбор предлагались трехступенчатая автоматическая коробка передач и четырехступенчатая механическая. Раздаточная коробка по сравнению с CJ-8 и CJ-7 обладала повышенным передаточным числом, а в обоих мостах использовались редукторы с частичной блокировкой. Линейка двигателей состояла из использовавшихся ранее бензиновых моторов объемом 2,5 или 4,2 литра, а также шестицилиндрового дизеля Nissan объемом 3,2 литра и мощностью 82 лошадиные силы. Часть автомобилей данной серии была выпущена под названием CJ-10A - они представляли собой упрощенные самолетные тягачи, оснащавшиеся исключительно дизельным силовым агрегатом.

Jeep CJ-10 1985

Jeep CJ-10 1985

Jeep CJ-10 1985

Авиационный тягач

Авиационный тягач Си Джей-10

В 1986 году было принято решение о полном отказе от наименования Jeep CJ - усовершенствованная модель имела те же корни, что и CJ-7, однако называлась уже Jeep Wrangler. Спустя несколько лет данный бренд в третий раз сменил своего хозяина - на этот раз им стал уже участник «Большой тройки» - корпорация Chrysler, которая приобрела все активы AMC. Результатом стал отказ от традиционных ценностей американских внедорожников - с каждым поколением они становились все более роскошными и тяжелыми, утрачивая те черты, за которые их ценили в середине XX века.

Войти
x
x
x
x