Растущая популярность Jeep CJ показала, что Америке 60-х годов нужны были не только мощные седаны, но и достаточно простые утилитарные внедорожники. Триумф Jeep поспешила разрушить компания International Harvester, которая предложила несколько более комфортабельный автомобиль, названный Scout. Однако рынок все еще оставался ненасыщенным - и на нем нашлось место еще для одного внедорожника, на этот раз произведенного Ford. Модель Bronco впоследствии будут называть по-разному - и уродливой, и несуразной, и «автомобилем для рэднэков». Однако на момент своего появления она шла в ногу со временем и даже в некотором смысле опережала его.
В каком-то смысле внедорожник Bronco можно назвать «родственником Ford Mustang», поскольку его концепция также была разработана продакт-менеджером Дональдом Фреем и доведена до производства Ли Яккокой. Причем Ford Bronco, несмотря на его относительную простоту, был даже более инновационным, чем Mustang - если первый пони-кар создавали на шасси Ford Falcon, то в данном случае кузов, раму и подвеску разрабатывали «с нуля» и не использовали ни в одном другом автомобиле. Внедорожник первого поколения получился достаточно компактным - длина его колесной базы была равна 2,337 метра, что делало его очень маневренным, но не позволяло использовать для буксировки тяжелых прицепов.
Несмотря на то, что большая часть конструкции Bronco была разработана заново, его оси и тормоза позаимствовали у полноприводного пикапа F-100. Однако толкающие рычаги подвески и тяга Панара были вынесены перед осью транспортного средства, что позволило установить на машину пружинную подвеску. Результатом этого стало уменьшение радиуса поворота до 10,4 метров, увеличение числа оборотов руля, а также устранение продольных колебаний при торможении. Задняя ось была подвешена на обычных рессорах, которые на тот момент считались более надежной конструкцией для внедорожника. В стандартную комплектацию входила раздаточная коробка Dana, которая позволяла подключать полный привод на ходу при предварительно затянутых ступичных муфтах передней оси. А вот усиленная подвеска предлагалась в качестве дополнительно оплачиваемой опции.
Базовым двигателем был 2,8-литровый агрегат с шестью цилиндрами, расположенными в ряд, мощность которого равнялась 101 лошадиной силе. Он использовался и в других автомобилях Ford, однако для Bronco его пришлось серьезно модифицировать. В конструкцию мотора были внесены такие изменения, как установка усиленных толкателей клапанов и упрочненного картера, применение масляного насоса повышенной производительности и карбюратора с поплавковой камерой, позволяющей ему работать даже при сильном крене автомобиля. Для повышения эффективности очистки воздуха в условиях бездорожья инженеры компании-производителя использовали масляный воздушный фильтр.
Дизайн автомобиля свидетельствовал о его максимальной простоте и экономии средств изготовителем. В качестве бамперов использовался простой С-образный металлический профиль. Создание рамы лестничного типа осуществлялось с помощью коробчатого профиля, что также не требовало больших затрат. Даже двери были полностью идентичны, если не считать монтажных отверстий, расположенных по разные стороны.
В первое время Ford Bronco предлагался в трех типах кузова - трехдверный универсал, двухместный пикап и родстер. Последний был лишен дверей и крыши, что делало его очень похожим на Jeep CJ. Начальная цена на автомобиль была равна 2194 доллара, но ее можно было существенно увеличить за счет огромного списка опций. За доплату покупателям были доступны удобные ковшеобразные передние сидения, а также задний диван, отсутствовавший в базовой комплектации. Дополнительно предлагались: тахометр, резервный топливный бак, CB-радио, коробка отбора мощности, снежный отвал, лебедка и даже бур. Кроме того, в дилерских салонах покупатели могли выбрать иные шины, колесные диски, кемпинговые аксессуары, блоки овердрайва для трансмиссии, а также усиленные детали двигателя и ходовой части. Верхом роскоши для покупателей мог быть полностью укомплектованный опциональным оборудованием Ford Bronco с двигателем V8 4.7, который развивал 200 лошадиных сил.
Продажи Bronco радовали его создателей - уже в первый год он вышел на второе место в рейтинге продаж внедорожников в США, уступив место только признанному лидеру Jeep CJ. Однако в 1969 году к борьбе в этом сегменте автомобильного рынка подключилась корпорация General Motors, которая представила свой автомобиль Blazer. Поскольку н создавался не на компактном шасси, а на базе крупногабаритного пикапа, Chevrolet Blazer изначально получился крупнее, мощнее, комфортабельнее и вместительнее, чем Ford или Jeep. В качестве ответного хода Ford увеличил объем наиболее мощного двигателя до 4,9 литров, что привело к повышению производительности на 5 лошадиных сил. Однако Chevrolet все равно был мощнее на 50 лошадиных сил, поэтому такая прибавка не сыграла большой роли.
В 1971 году была предложена комплектация Bronco Baja, которая отчасти повторяла оснащение гоночного автомобиля, участвовавшего в североамериканских гонках на выносливость. В нее входила автоматическая трансмиссия, гидроусилитель руля повышенной производительности, дуга безопасности, усиленные бамперы, шины Gates Commando, расширенные колесные арки и рулевое колесо с мягкой накладкой. Отличительной чертой гоночного автомобиля стала трехцветная окраска: крыша была синей, средняя часть до молдинга - белой, а нижний пояс кузова - красным. Большой популярностью машина не пользовалась, поскольку стоила 5566 долларов, тогда как топовый Ford Bronco V8 оценивался в 3665 долларов.
1973 год ознаменовался сменой двигателя - теперь рядная «шестерка» имела объем в 3,3 литра, а также могла оснащаться автоматической коробкой передач и усилителем руля на заказ. Минимальная мощность автомобиля повысилась до 120 лошадиных сил, что положительно сказалось на его динамике и тяговых способностях. Однако положение это не спасло - на рынке появлялось все больше конкурентов, включая Jeep SJ и модернизированный Chevrolet Blazer. Продажи уменьшались, и Bronco оставался в модельном ряду Ford исключительно по причине высокого спроса на этот автомобиль в сельской местности. Малая рентабельность модели не позволяла инвестировать в ее обновление, и в 1977 году было принято решение выпускать под этим названием принципиально иной автомобиль.
Руководство корпорации Ford решило на этот раз не экспериментировать с новыми разработками и использовать в качестве базы для Bronco укороченное шасси пикапа F-150. У него позаимствовали двигатели, ходовую часть, раму и даже некоторые кузовные детали. При взгляде спереди автомобиль было сложно отличить от полноразмерных пикапов Ford, которые выпускались в тот же период времени. Заднюю часть кузова можно было полностью снять, превратив внедорожник в пикап или же в своеобразное «ландо». Расположенный сзади диван, вмещавший трех пассажиров, складывался вперед, увеличивая объем грузового пространства.
В 1978 году все Bronco, кроме комплектации Ranger XLT, оснащались круглыми фарами, но уже в следующем году они уступили прямоугольной передней светотехнике. От рядных шестицилиндровых двигателей отказались по причине недостаточной мощности для внедорожника с увеличенными габаритами. Базовым силовым агрегатом теперь стал V8 5.8, который развивал мощность в 156 лошадиных сил. За доплату можно было получить машину с мотором V8 6.6, производительность которого уже составляла 163 лошадиные силы. Стоит напомнить, что с 1971 года измерение мощности осуществлялось по иному стандарту - со всеми включенными потребителями в машине, поэтому показатели несопоставимы с указанными для Bronco первого поколения.
Чаще всего Ford Bronco 1978–1979 годов выпуска оснащались шестеренчатой раздаточной коробкой с подключаемым передним приводом, однако встречались и версии с цепным агрегатом, который не позволял оставлять подключенной только заднюю ось. Передний мост производился компанией Dana, тогда как задний изготавливался Ford. Если на автомобиле прошлого поколения стекло откидывалось отдельно от борта, то теперь они были объединены и открывались только совместно. При этом заднее стекло можно было опустить при нажатии на специальную кнопку, расположенную на передней панели. Кроме того, электромотор привода стекла управлялся и ключом, который предполагалось вставлять в замочную скважину на борту. Данная особенность автомобиля вызывала множество жалоб потребителей. Проблема заключалась в том, что вода попадала под неплотно прилегавшее стекло, что вызывало быстрое распространение ржавчины на заднем борту. Кроме того, достаточно тяжелое стекло создавало слишком большую нагрузку на электромотор, в результате чего он перегревался и быстро выходил из строя при частом использовании. В 1979 году Ford Bronco получил каталитический нейтрализатор, а также другие приспособления, которые позволили существенно уменьшить токсичность выхлопа.
В конце 1979 года произошло серьезное обновление Bronco, что позволило говорить о старте производства третьего поколения. Как и новый пикап F-серии, внедорожник стал короче, и получил незначительные изменения в оформлении передка. Однако техническая часть была обновлена куда серьезнее, что и позволяло позиционировать машину 1979–1980 года, как совершенно новую модель.
Главное отличие состояло в использовании переднего моста Dana 44 TTB с двойными толкающими рычагами. Это позволило наконец-то добиться курсовой устойчивости и комфортабельности, характерной для независимой подвески. Однако конструкция Dana 44 TTB не была полностью независимой - скорее она представляла собой переходной этап между неразрезным мостом и полностью обособленными компонентами ходовой части - две части этой оси качаются по отношению к дифференциалу. При этом передняя подвеска осталась пружинной, что позволило сохранить комфортабельность и хорошую управляемость автомобиля. Применение «независимой» оси Dana 44 TTB дало возможность подчеркнуть эти преимущества машины, однако уменьшило число оборотов руля от упора до упора. За счет этого многие потребители жаловались, что автомобиль плохо удерживает прямую траекторию движения при установке шин большего размера, чем стандартные.
Уменьшение размеров Ford Bronco было вызвано желанием сократить его расход топлива - из тех же соображений в гамму двигателей вернули рядные шестицилиндровые агрегаты. Базовый мотор теперь развивал 122 лошадиные силы при рабочем объеме 4,9 литра. Интересно, что в качестве опции предлагался мотор V8 аналогичной мощности и с меньшим крутящим моментом - его преимуществом был меньший расход топлива, лучшие показатели чистоты выхлопа, а также тихая работа. Кроме того, в модельном ряду сохранились внедорожники с V8 5.8, который имел неизменную мощность.
В 1983 году рядная «шестерка» была оснащена электронным оборудованием, которое контролировало токсичность выхлопа - это вынудило уменьшить ее мощность до 114 лошадиных сил. Кроме того, в 1982 году двигатель объемом 5,75 литра был заменен новым, имеющим аналогичные размеры камеры сгорания. Его индекс изменился с 351M на 351W - теперь силовой агрегат принадлежал к серии, названной Windsor. Его базовая версия имела мощность в 156 лошадиных сил, тогда как за дополнительную плату предлагалась и модификация High Output с производительностью, повышенной до 210 лошадиных сил.
Двигатель объемом 4,95 литра стал первым силовым агрегатом Bronco, получившим электронный впрыск топлива. Благодаря этому и ряду других доработок его мощность была повышена до 210 лошадиных сил в 1985 году. Кроме того, впервые внедорожник получил четырехступенчатую автоматическую трансмиссию с функцией овердрайва, тогда как ранние экземпляры могли оснащаться только трехступенчатой коробкой передач.
Внешние изменения автомобиля на протяжении времени выпуска третьего поколения были не столь значительными. В 1980 году были впервые предложены автоматические приводы, с помощью которых раскладывались боковые зеркала внедорожника. С 1979 по 1984 года некоторые автомобили комплектовались сдвижными задними боковыми окнами. В 1982 году произошло серьезное изменение внешности Ford Bronco - вместо крупной надписи на передке теперь использовался современный логотип торговой марки в голубом овале, что потребовало некоторого обновления дизайна. С 1984 года покупателям стала доступна комплектация Eddie Bauer, названная так в честь основателя известной торговой марки, занимающейся продажей туристического снаряжения и одежды. В нее входила двухцветная окраска кузова, улучшенная отделка салона, особая обивка сидений, а также современный радиоприемник.
Очередная смена поколений пришлась на 1986 год, когда вслед за обновлением пикапа F-серии изменился внешний вид внедорожника, а также его техническая часть. Аэродинамичные обводы кузова соответствовали новой дизайнерской концепции компании, которая использовалась в большинстве ее моделей. В 1987 году для двух меньших моторов была предложена пятиступенчатая механическая трансмиссия, которая позволяла уменьшить расход топлива при быстрой езде - ее устанавливали за дополнительную плату.
1988 год ознаменовался полным переходом на электронный впрыск топлива. Мощность базового шестицилиндрового агрегата была повышена до 145 лошадиных сил. Производительность V8 составляла 180 и 210 лошадиных сил для моторов объемом 4,95 и 5,8 литров соответственно. Кроме того, более крупные двигатели в этом году могли комплектоваться четырёхступенчатой классической автоматической трансмиссией. А вот с 1989 года компания Ford предлагала электронноуправляемую автоматическую коробку передач. Через год она стала стандартной для всех двигателей.
С 1990 года начались продажи юбилейной серии, посвященной 25-летию с момента выпуска первого Ford Bronco. Ее отличительными чертами были особые значки, уникальный красный цвет кузова, а также кожаная обивка салона, выполненная в серых и красных тонах. В 1990–1992 покупателям предлагалась версия Nite, которая выделялась черной окраской кузова с яркой перламутровой полосой на бортах, а также некоторыми отличиями в отделке салона. Кроме того, в продаже оставалась и комплектация Eddie Bauer. Для всех указанных престижных версий стандартным оснащением были двигатели V8 и четырехступенчатые автоматические трансмиссии.
Поскольку компания GM вывела на рынок достаточно крупный пятидверный внедорожник Chevrolet Suburban, Ford решил начать выпуск своеобразного конкурента для него. Автомобиль выпускался мелкой серией на базе пикапа F150, хотя формально он относился к модельному ряду Bronco. Его изготовлением занималась компания Centurion Vehicles из Мичигана. Модель имела укороченную до 3,6 метров колесную базу, а также передок и заднюю часть в стиле оригинального Bronco. В первые годы выпуска некоторые детали кузова изготавливались из стеклопластика, хотя впоследствии их заменили стальными. Автомобиль с названием Centurion Classic производили до момента снятия с производства Ford Bronco.
Последнее серьезное обновление автомобиля произошло в 1992 году. Главный акцент был сделан на безопасности транспортного средства. В новом Bronco появились сминаемые энергопоглощающие зоны за передним бампером, трехточечные ремни безопасности задних пассажиров, а также дополнительный стоп-сигнал в съемной крыше. Интересно, что в силу размещения катушек ремней безопасности и стоп-сигнала в съемной части кузова демонтировать ее не разрешалось, хотя физически такая возможность сохранялась. Упоминания о возможности снять верх даже исчезли из инструкций по эксплуатации транспортного средства, а обычные шестигранные болты были заменены резьбовыми соединениями с особой формой головки, которые требовали применения специального инструмента для выкручивания.
Визуальные изменения заключались в применении нового оформления передка, а также в обновлении передней панели. В 1992 году покупатели получили возможность заказать обивку сидений, окрашенную в голубой и бордовый цвет - такая расцветка салона оставалась в списке опций вплоть до последнего года выпуска. Наружные изменения были дополнены указателями поворота в боковых зеркалах - Ford Bronco был первым автомобилем, имевшим такую особенность. С 1994 года на автомобиль устанавливалась водительская подушка безопасности, а машины в комплектации Eddie Bauer получили консоль с дополнительными электронными приборами, расположенную по центру потолка перед лобовым стеклом.
На автомобили с приставкой Eddie Bauer и XLT могли устанавливаться солнцезащитные козырьки с подсветкой, а также затемняющиеся салонные зеркала заднего вида. С 1995 года бамперы с отверстиями получили модели Eddie Bauer, а с 1996 - XLT. В 1992–1993 году продавались Ford Bronco Nite с кузовом, окрашенным в черный цвет и серым салоном. В 1994–1996 годах предлагались еще две интересные специальные версии машины. Первая называлась XLT Sport и могла окрашиваться в черный, красный или белый цвет. Вторая имела серый салон, тогда как кузов окрашивался в бирюзовый и белый цвет.
Меньший восьмицилиндровый двигатель получил датчик массового расхода воздуха в 1993 году. 5,8-литровый агрегат был укомплектован этим электронным компонентом в 1994 году, однако такие силовые агрегаты устанавливались только на машины для Калифорнии. В свободную продажу во всей стране эти автомобили с меньшим расходом топлива и умеренной токсичностью выхлопа поступили только в 1995 году. В этом же году все двигатели начали оснащаться универсальным диагностическим разъемом OBD2.
К концу лета 1996 года компания Ford объявила о снятии с производства модели Bronco. Последний автомобиль сошел с конвейера 30 сентября 1996 года. В модельном ряду он был заменен более крупным пятидверным Explorer, который был призван конкурировать с такими конкурентами, как GMC Yukon и Chevrolet Tahoe. Однако Ford Bronco очень часто можно встретить на дорогах всех континентов мира. Его ценят за исключительную надежность, неприхотливость в обслуживании, а также за сбалансированные технические характеристики и отличную проходимость. В Северной Америке он стал одним из народных автомобилей, который пользовался популярностью как в сельской местности, так и в крупных городах. В прекращении его производства была виновна эпоха достатка - людям требовались более комфортные, крупные, солидные и мощные внедорожники, а не те простые и эффективные машины, которыми были Ford Bronco, Jeep CJ и International Harvester Scout.
В заключение материала предлагаем вашему вниманию несколько видеороликов: