В 1959 году на подиум компании Mercedes-Benz, принимавшей участие во Франкфуртском автомобильном шоу, выехал автомобиль, который позже назвали предвестником новой эры дизайна и техники. Этим автомобилем был роскошный седан W111 - первая машина фирмы, в которой традиционный «понтонный» кузов с плавными обводами уступил место прямым линиям и строгой стилистике, которая пришлась по вкусу сильным мира сего.
Автомобиль стал своеобразной «золотой серединой» в премиальном модельном ряду компании. Роль его старшего брата играла более дорогая модификация W112, оснащавшаяся двигателем большего объема, а для покупателей с ограниченным бюджетом и корпоративных клиентов предназначалась модель W110 со слабым 4-цилиндровым мотором.
Сам же Мерседес-Бенц W111 оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 2,2 литра. В базовой версии, получившей наименование 220b, он развивал всего 95 лошадиных сил - небольшой показатель для автомобиля, имеющего снаряженную массу 1934 кг. Однако хорошо проработанная аэродинамика в сочетании с отсутствием выступающих элементов позволила достичь хорошей динамики - даже с таким мотором машина могла разгоняться до 160 км/ч.
Тем, кто предпочитал «погорячее» предлагалась заряженная модификация 220Sb, двигатель которой развивал уже 110 лошадиных сил и позволял достигать порога в 165 км/ч. Любители высоких технологий могли приобрести топовую версию 220SEb, подача топлива в которой производилась с помощью электронной системы впрыска от Robert Bosch GmbH. Производительность ее мотора уже достигала 120 л.с. Максимальная скорость самого мощного W111 составляла 172 км/ч, а порог в 100 км/ч он преодолевал за 14 секунд. При желании любую из перечисленных модификаций можно было дополнить автоматической коробкой передач с 4 ступенями, которая снижала максимальную скорость на 5 км/ч и замедляла разгон до 100 км/ч на 1 секунду.
Самым заметным отличием Мерседес-Бенц W111 от предыдущих моделей компании был революционный дизайн, в котором не было и следа прежних плавных форм, которые придавали тяжелым автомобилям визуальную легкость и изящество. Напротив, акцент был сделан на максимальной серьезности и солидности, благодаря чему машина подчеркивала высокий статус и благосостояние своих обладателей. Стоит отметить, что американские производители, которые на тот момент были лидерами рынка, пришли к подобной стилистике лишь спустя несколько лет.
Единственным реверансом в сторону заокеанской моды стало оперение хвостовой части, в котором отчетливо просматривались небольшие плавники, которые вносили нотку элегантности в дизайн авто, не позволяя ему стать чересчур грубым и примитивным. Они послужили причиной того, что Mercedes-Benz W111, а также все его семейство получили устойчивое прозвище Heckflosse, что в переводе с немецкого означает «хвостовой плавник». Именно под таким именем его знают многие коллекционеры, для которых родоначальник немецкой классики является желанным приобретением.
Достаточно необычным был и интерьер. Традиционный «диван», расположенный спереди, уступил место двум раздельным креслам - это существенно повышало безопасность при столкновениях, а также способствовало обеспечению комфорта водителя. Серьезность и роскошь кожаной отделки несколько разбавлялась стильной приборной панелью с двумя круглыми шкалами, стиль которой был позаимствован у спортивных автомобилей. Кроме того, в салоне седана впервые были применены инерционные ремни безопасности, которые не только снижали вероятность травм, но и были очень удобны в эксплуатации.
Но седан Mercedes-Benz W111 вошел в историю автомобилестроения не только за счет своей роскоши и необычного для своего времени дизайна. Он стал одним из первых автомобилей, в которых серийно применялись сминаемые буферные зоны, расположенные спереди и сзади под хромированными бамперами. Они существенно снижали энергию удара, которая передавалась в салон при серьезной аварии, обеспечивая тем самым меньшую вероятность получения травм водителем и пассажирами.
В 1961 году модельный ряд Мерседес-Бенц W111 расширился. Именно в этот период от базовой модели отделились старшая и младшая модификации, которые позиционировались как совершенно новые модели. Компания всячески пыталась разделить целевую аудиторию трех седанов - к примеру, дилерам даже было предписано производить их показ в отдельных залах во избежание сравнения их цен и характеристик. Несмотря на это, большинство их деталей было унифицировано между собой - отличие заключалось лишь в используемых моторах, передаточных числах трансмиссии и некоторых элементах отделки. Чуть позже люксовая модель W112 получила мягкую пневматическую подвеску, которая затем стала одной из отличительных особенностей наиболее дорогих моделей Mercedes-Benz.
В этом же году модельный ряд W111 пополнился и крупным элегантным купе, которое было представлено на мероприятии по случаю 75-летия музея компании. Внешне седан и двухдверная модификация были очень похожи, однако на самом деле более половины их кузовных деталей имели существенные отличия. Кроме того, чувствуя скорое окончание моды на классические плавники, дизайнеры отказались от них, сведя украшение хвостовой части к небольшим округлым выступам. С одной стороны, это лишило автомобиль его отличительной черты, а с другой же - придало ему более спокойный и мягкий внешний вид, характерный для роскошных прогулочных и туристических машин.
Ближе к концу года на Франкфуртском автосалоне был представлен кабриолет на базе купе, который получил еще более легкий дизайн, позволивший ему стать очень популярным среди обеспеченных людей во всем мире. Отличия были минимальными - они касались силовой структуры кузова, в котором было усилено днище, а также внутреннего оформления. В качестве дополнительных опций предлагалась система быстрого поднятия тента, автоматическая трансмиссия и раздельные задние сиденья.
С 1962 года обе двухдверные машины можно было купить в люксовой модификации 300SE. Она позаимствовала у W112 мощный мотор объемом 3,0 литра, который развивал 160 лошадиных сил и разгонял машину до 180 км/ч. В стандартную комплектацию такой версии входила дополнительная отделка кузова хромом и пневматическая подвеска.
Летом 1965 года компания провела глобальную модернизацию модельного ряда Mercedes-Benz W111. При этом одновременно произошел выход совершенно новой модели, которая получила наименование W108. Было принято решение полностью прекратить выпуск люксовых модификаций W112, а также объединить между собой W111 и W110. Машины получили новый двигатель объемом 2,3 литра, полученный путем глубокой модернизации агрегата, устанавливавшегося на модель 220Sb. Увеличение рабочего объема и установка второго карбюратора помогли повысить его мощность до 120 лошадиных сил, а также увеличить максимальную скорость автомобиля до 176 километров в час.
Некоторые изменения коснулись и салона Мерседес-Бенц W111. В частности, передней панели придали несколько большую ширину, ограничив вместе с тем высоту. Две шкалы основных приборов уступили место вертикальной панели, которая выглядела очень необычно, однако несколько затрудняла считывание показателей. В таком виде седан продолжил выпускаться вплоть до 1968 года, когда было полностью прекращено его производство.
Вместе с новым седаном, в 1965 году появились и модернизированные двухдверные модификации. Несмотря на появление седана старшей серии W108, было принято решение не создавать в ней купе и кабриолетов, продлив вместо этого выпуск популярных моделей нынешнего модельного ряда. Они получили большие дисковые тормоза, которые потребовали установки 14-дюймовых колес, новый пакет хромированной отделки, а также заднюю ось, позаимствованную у нового седана. Все это позволило обновить дизайн автомобилей, а также улучшить их безопасность и устойчивость на дороге в критических ситуациях.
Вскоре серия W111 получила абсолютно новый мотор, объем которого составлял 2,5 литра. При мощности в 150 лошадиных сил он почти не уступал по динамическим характеристикам люксовой версии 300SE - машина разгонялась до 193 км/ч, а порог в 100 км/ч преодолевала всего за 12 секунд. Следующая модернизация произошла в 1967 году, когда мотору добавили 300 кубических сантиметров объема и увеличили его мощность до 160 лошадиных сил. Теперь Mercedes-Benz W111 280SE был самым быстрым в серии - его скорость не дотягивала всего 2 км/ч до второй сотни, а время разгона до 100 км/ч снизилось до впечатляющих 10,5 секунд.
Изменения в дизайне были минимальными - задние фонари получили линзы другой формы, а в передние встраивались более мощные лампы. Кроме того, в список опций добавилась люксовая передняя панель, изготавливающаяся из дорогих сортов дерева, а пакет хромированных украшений в очередной раз получил новые элементы. Последняя машина в серии появилась на рубеже десятилетий - в 1969 году, когда ее стиль уже начал сильно устаревать. Специалисты компании отчасти замедлили падение продаж, установив на купе и кабриолеты восьмицилиндровый V-образный мотор с рабочим объемом 3,5 литра.
Этот мощный агрегат имел производительность в 200 лошадиных сил - абсолютный рекорд серии W111. Максимальная скорость достигала 210 км/ч, а первая сотня преодолевалась тяжелой машиной за 9,5 секунд. Чтобы эффективно удерживать тяжелый двигатель, автомобиль снабдили усиленной подвеской и дополнительными конструктивными элементами кузова в моторном отсеке. Возросшие потребности в притоке воздуха удовлетворялись расширенной радиаторной решеткой, а безопасность усиливалась за счет применения расширенных бамперов с резиновыми накладками.
Инженеры компании строили большие планы по модернизации Mercedes-Benz W111, питая надежды сделать его бессмертной классикой. В частности, они хотели установить на него мягкую пневматическую подвеску и сверхмощный двигатель объемом 4,5 литра, который позволил бы ему стать равным американским хот-родам. Но маркетологи и руководство компании решили иначе, и в 1971 году завод в Штутгарте распрощался с этой моделью, передав эстафету следующему поколению, которое уже носило наименование S-класса. Всего за годы производства было выпущено 370807 автомобилей. Такой высокий показатель для премиального класса подтверждает его превосходный уровень качества, комфорта и безопасности.
Напоследок парочка видео о модели. Первое - реклама нового Mercedes-Benz W111:
Второе - реклама прекрасно восстановленного экземпляра Mercedes-Benz 250SE W111 1966: