Компания Jaguar, несмотря на свою мировую известность и популярность автомобилей среди коллекционеров, никогда не была по-настоящему успешной. За недолгими периодами процветания следовали затяжные кризисы, из которых приходилось выходить, применяя наиболее решительные меры. Именно так и произошло в конце 1960-х годов прошлого века. В то время, как весь мир вступил в новую автомобильную эру стремительных линий, подобных очертаниям авиалайнеров и космических летательных аппаратов, модельный ряд Jaguar все еще использовал «понтонную» компоновку с отчетливо выделявшимися передними крыльями. Это не могло не сказаться на популярности бренда, которая неуклонно снижалась, оставаясь на плаву только благодаря наиболее консервативным приверженцам марки.
Руководство компании, ощущая надвигающееся банкротство, пыталось спасти положение при помощи серии обновлений существующих моделей, однако ни одно из них не могло привлечь к себе значительного внимания. Только после того, как все традиционные методы были использованы, началась разработка принципиально нового автомобиля. По первоначальной задумке он должен был стать флагманом модельного ряда, однако экономическое положение не позволило продолжить выпуск откровенно устаревших Jaguar.
В сентябре 1968 года мир увидел новый автомобиль, дизайн которого был отличным от того, что фанаты марки привыкли видеть на прежних Jaguar. Сэр Вильям Лайонс, один из основателей компании, лично представил публике машину белоснежного цвета, которая практически не имела украшений, характерных для автомобильной моды прошлого десятилетия. Лаконичные очертания способствовали приданию облика транспортного средства грациозности, а сложная форма передней части создавала впечатление видимой агрессивности, подчеркивавшей мощность и принадлежность к премиальному сегменту.
Главной отличительной чертой нового кузова стала удлиненная кабина, которая была сдвинута назад и завершалась длинным багажником, расположенным за пределами колесной базы. Такое стилистическое решение позволяло сделать образ автомобиля стремительным и визуально уменьшало его высоту, проводя параллели между седаном и гоночными болидами того времени. Задние двери также были удлинены по сравнению с предыдущими моделями, однако их высота была несколько ограничена. За счет этого они не стали более удобными, однако гармонично вписались в принципиально новый облик.
Передняя часть Jaguar XJ первого поколения была увенчана разновеликими круглыми фарами - наружная светотехника имела несколько большие габариты. От них по передним крыльям и капоту к лобовому стеклу и дверям шли крупные выступы-складки, которые были единственным напоминанием о понтонных кузовах, своего рода ностальгическим элементом. Под основными фарами были расположены модули габаритов и указателей поворотов. Они дублировались небольшими решеточками клаксонов, которые находились под меньшей светотехникой - две черты под фарами создавали эффект «подводки», визуально выделяя наиболее яркие элементы передка.
Задние лампы имели намного более скромное оформление - две вертикальные фары имели сложный рельеф и соединялись крупной металлической полосой, проходившей по широкой поверхности крышки багажника. Передний и задний бампер были полностью хромированными и оснащались стальными «клыками», которые и способствовали созданию впечатления агрессивности. Линия крыши сохранила прежнюю плавность, однако она не создавала диссонанса с общим стремительным дизайном - во многом этому способствовала тонкая подштамповка в виде линии, проходившей по бортам немного ниже дверных ручек.
Зная о том, что большинство клиентов фирмы Jaguar ценит автомобили именно за роскошь и высокий статус, а не за специфические ходовые качества, руководство решило сохранить классическую техническую начинку. Модель XJ использовала множество элементов, ранее успешно применявшихся на других машинах торговой марки. В частности, именно таким был передний алюминиевый подрамник, на котором устанавливалась независимая подвеска. Кроме того, нижняя часть кузова также включала ряд крупных усилителей и коробов, заимствованных у моделей Jaguar 50-х годов.
Инженеры не стали отказываться от использования собственной инновационной задней подвески, разработанной семью годами ранее. Ее существенное отличие от существовавших на тот момент аналогов заключалось в использовании исключительно нижних рычагов, поддерживавшихся пружинно-амортизаторными стойками. Кроме того, для уменьшения неподрессоренных масс и снижения нагрузок на колеса, тормозные диски были расположены на полуосях почти вплотную к дифференциалу. Это значительно повышало степень комфорта, однако негативно влияло на охлаждение тормозных дисков, и, следовательно - на длину тормозного пути.
Моторы также были заимствованы у прежнего модельного ряда, который теперь полностью ушел в небытие, оставив только один седан вместо прежних четырех. Ими были рядные шестицилиндровые силовые агрегаты серии XK. Старшая модификация имела традиционный объем 4,2 литра, которому соответствовала мощность в 240 лошадиных сил, в то время как младшая модель «начального» уровня получила обновленную модификацию, рабочий объем которой был уменьшен до 2,8 литров. Ее мощность составляла 140 «лошадок», что было достаточно неплохо даже для крупного премиального седана. С базовым мотором Jaguar XJ уверенно мог обходить на трассе тогдашние Mercedes и BMW, не принадлежащие к «заряженным» модификациям.
Трансмиссия была представлена классическим гидромеханическим «автоматом» Borg Warner, имевшим три передачи движения вперед. Она отличалась очень высокой надежностью и неприхотливостью к условиям эксплуатации, однако активные водители ругали ее за некоторую неторопливость и ранние переключения, не позволявшие достигать высоких оборотов на первых двух передачах. Еще одной технической особенностью, которая также была заимствована из раннего опыта компании, стало использование двух раздельных топливных баков с индивидуальными заправочными горловинами, оснащенными фильтрующими решетками. Это позволяло отправляться в дальний путь по местности, не изобиловавшей заправочными станциями, без опасений оказаться в неловкой ситуации. Кроме того, увеличенный объем топлива давал руководству компании относить Jaguar XJ к популярному среди европейской элиты классу Gran Turismo.
К стандартному оснащению модели относился гидравлический усилитель руля повышенной производительности, радиостанция и кожаная отделка салона. В начале 1969 года начался выпуск упрощенной модификации с младшим мотором, которая была лишена этих удобств, а также части хромированной отделки - такой автомобиль предназначался для молодых представителей высшего класса, впервые покупающих дорогое транспортное средство. Вместе с тем, для более состоятельных людей была предложена версия De Luxe, которая включала кондиционер, и более мягкие кожаные сиденья, а также деревянные вставки на передней панели.
В 1970 году автомобиль был впервые обновлен. Приняв к сведению многочисленные нарекания на автоматическую трансмиссию Borg Warner, инженеры сменили ее на обновленный агрегат того же производителя. Она имела полностью новую конструкцию, но для потребителя это было заметно только по измененному положению селектора режимов движения и возможности блокировать переход на высшую ступень для достижения больших оборотов коленвала. С новой АКПП машина намного быстрее разгонялась до максимальной скорости, однако требовала регулярного технического обслуживания во избежание выхода из строя дорогостоящего узла.
Еще через два года сэр Лайонс вновь выступил перед почтенной публикой, однако теперь он представлял не новый автомобиль, а наиболее дорогую его версию. С этого момента в шоу-румах Jaguar рядом с классическими моделями XJ6 были выставлены и суперкары XJ12, которые получили новый мотор объемом 5,3 литра. Фактически, этот двенадцатицилиндровый агрегат был сдвоенным двигателем объемом 2,8 литра, у которого несколько укоротили ход поршня. Он выдавал 295 лошадиных сил в своей базовой модификации, и 242 лошадиные силы в экспортной версии, предназначенной для поставки в США, которые на тот момент имели наиболее строгое в мире законодательство относительно токсичности выхлопов.
«Имплантация» нового сердца не могла пройти бесследно - пришлось кардинально изменить конструкцию других систем. В частности, радиатор был разделен на две горизонтальные секции, которые комплектовались отдельными расширительными бачками. Кроме того, для вентилятора была разработана специальная повышающая муфта, которая позволяла ему раскручиваться быстрее скорости вращения коленвала. Его скорость ограничивалась значением 1700 оборотов в минуту против 1500 у шестицилиндрового XJ. Достаточно необычным решением было и выделение собственной системы охлаждения для аккумуляторной батареи - она была представлена небольшим электрическим вентилятором, предотвращавшим потерю емкости и повреждение ячеек в результате перегрева. Еще одной проблемой, с которой столкнулись инженеры, стало образование паровых пробок в карбюраторах, которые приводили к серьезным проблемам вплоть до остановки машины и необходимости ручной подкачки топлива. Чтобы избавиться от этого, в магистраль включили клапаны сброса, которые открывались при достижении давления в 10 КПа.
Двенадцатицилиндровый автомобиль позиционировался, как самый быстрый премиум седан в мире. Его максимальная скорость достигала значения в 225 км/ч. Действительно, на тот момент Jaguar XJ12 был единственным престижным седаном, имевшим подобную мощность - не считая собиравшихся вручную малосерийных эксклюзивных машин. Однако внешне автомобиль ничем не отличался от базовых модификаций - единственным признаком установки топового силового агрегата была упрощенная радиаторная решетка с большими ячейками, обеспечивавшими лучший приток воздуха к радиаторам.
Вместе с новым мотором в 1972 году была представлена удлиненная машина, колесная база которой была расширена на 4 дюйма. Это расстояние полностью использовали для повышения комфорта пассажиров на задних сидениях - расстояние между посадочными местами было значительно увеличено, что позволяло даже закидывать ногу за ногу или работать с бумагами, используя крупный брифкейс.
В гамме модификаций автомобиля было место и для специальной модификации, которая выпускалась под наименованием Daimler Sovereign Six - внешне она отличалась иными логотипами, надписями на крышке багажника и решеткой радиатора с вертикальными прорезями, разделенной надвое центральной перемычкой. Внутри же машина имела несколько более роскошную отделку с эксклюзивными сортами кожи, более мягким пластиком и металлом, покрытым пятью слоями лака. Вместе с тем, достаточно спорным решением был отказ от деревянных вставок на дверях и передней панели, свойственных Jaguar XJ - это несколько упростило интерьер, что не понравилось наиболее богатым клиентам. С 1972 года модель выпускалась и в двенадцатицилиндровой версии - в том числе и удлиненной, под наименованием Double Six.
В 1973 году автомобиль должен был пережить плановый фейслифтинг, однако его продажи уже начинали снижаться. Отметив этот факт, администрация компании-изготовителя решила преподнести обновление в качестве выпуска совершенно новой модели, отнесенной ко второй серии. За 5 лет производства было выпущено 98227 автомобилей, включая премиальные Daimler. Несмотря на относительно короткую жизнь, облик этого Jaguar стал основой для дизайна большинства последующих моделей бренда.
В завершение сказанного предлагаем вашему вниманию два коротких видео-обзора, посвященных уникальному классическому автомобилю. В первом вы сможете увидеть превосходно восстановленный Jaguar XJ 1970 года, а во втором - рассказ об эволюции первых серий данного автомобиля, а также изменениях, которые вносились в них дизайнерами и инженерами компании.