Наверное, ни один автомобиль не был бы таким противоречивым, как Chrysler Imperial второго поколения, который выпускался с 1957 по 1966 годы. Он был превосходен во всем - мощные двигатели, ультрасовременный дизайн, применение новейших технологических разработок, однако ему было очень далеко до успехов его конкурентов того же класса. Кроме того, сохранив завидное постоянство в использовании платформы и технической начинки, он постоянно менялся внешне - при этом все стили оформления были очень неоднозначными и вызывали множество споров среди специалистов и известных автомобильных критиков. Однако все, кому довелось видеть эту машину в период ее производства, сходятся в одном - мир еще не видел настолько грандиозного и впечатляющего автомобиля, как Chrysler Imperial.
Его история началась в 1955 году, когда компания Chrysler решила создать собственный премиальный бренд, аналогичный таковым у General Motors и Ford. Торговая марка получила название Imperial - под ее логотипом, представлявшим собой стилизованное изображение орла, выпускались наиболее дорогие модификации автомобилей, сходивших в то время с конвейера. Однако идея была не слишком успешна - при больших затратах на продвижение бренда отклик был минимальным. Тогда руководство фирмы решило сделать полномасштабную ставку на Imperial и поручило инженерам разработку полностью новой платформы для уникального автомобиля, который должен был затмить флагманские модели конкурентов. Подобное транспортное средство было презентовано в 1957 году и уже имело собственное наименование Chrysler Imperial, которое не было дополнено исходным именем переработанной модели.
Главной особенностью автомобиля стал возврат к рамной конструкции - в то время, как другие машины на конвейере уже имели несущие кузова, для флагмана было выбрано проверенное временем техническое решение. Рама имела традиционную для американских седанов 50-х годов X-образную структуру с мощной поперечиной, принимавшей на себя основную нагрузку. В центре поперечины был отформован тоннель, через который проходил приводной карданный вал, тянущийся к задней оси. В передней части рамы располагались кронштейны для крепления автоматической трансмиссии огромной массы, которые были способны выдержать нагрузку до 350 кг, а сразу за ними располагался механизм ручного тормоза, который блокировал именно кардан, а не задние барабаны.
В платформе Chrysler Imperial 1957 года применялась инновационная подвеска, в которой использовались торсионы, необычные для гражданского легкового автомобиля того времени, способные переносить значительные нагрузки. Благодаря продуманной схеме их установки и правильному выбору угла расположения креплений инженерам удалось отнести центр тяжести автомобиля за линию передних сидений и опустить его к уровню ног задних пассажиров. Благодаря этому машина стала намного более устойчивой и мягкой, чем ее предшественники. Сзади использовались многолистовые рессоры, которые еще сильнее повышали плавность хода и улучшали устойчивость в поворотах, снижая интенсивность кренов. Благодаря такой необычной конструкции подвески Chrysler Imperial заслужил похвалу от автомобильного критика Тома Маккэхила, который сравнил езду на данной модели транспорта с движением бильярдного шара по турнирному столу.
Автомобиль поставил абсолютный рекорд ширины кузова среди серийных легковых моделей, не относящихся к классу лимузинов - она составила 2,08 метра. В салоне использовалась шестиместная компоновка, которая предполагала использование двух крупных неразрезных «диванов». Ширина внутреннего пространства для передних пассажиров составляла 1,63 метра, а для задних - 1,58 метра. В оформлении использовались наиболее качественные натуральные материалы - дерево, кожа, которые соседствовали с новейшими разработками в области синтетических тканей - винилом, нейлоном и прочими. Приборы располагались на общей панели с двумя огромными циферблатами, между которыми находилась россыпь индикаторов поменьше. Оснащение было очень богатым - уже в базовой комплектации предлагалось кнопочное электромеханическое управление трансмиссией, а также автоматизированное управление положением сидений.
Снаружи автомобиль было трудно спутать с прочими моделями компании и даже похожими на него по стилю люксовыми автомобилями конкурирующих фирм. Передний бампер был двухуровневым - такая компоновка характерна для продукции инженеров дочерней для Chrysler компании Mopar. Радиаторная решетка разбивалась на несколько сегментов, в свою очередь подразделявшихся на 9 ячеек каждый. Фары находились под отдельными широкими козырьками. При этом в базовой комплектации их было только две, а за доплату предлагалось удвоить их количество, что придавало автомобилю очень серьезный и элегантный внешний вид. Круглые зеркала в хромированных оправах устанавливались на верхней части передних крыльев - их можно было увидеть через лобовое стекло. Сзади располагались огромные хвостовые плавники, которые достигали рекордного размера и были увенчаны фонарями в отдельных корпусах, расположенных сверху этих дизайнерских украшений. На крышке багажника находился огромный круглый кофр для запасного колеса, который был на самом деле лишь стилизацией под этот функциональный элемент, а задние стойки соединялись с крышей огромной хромированной полосой, образовавшей своеобразную ступеньку.
Модель предлагалась в нескольких кузовах, среди которых наиболее распространенным был седан. Кроме того, покупатели могли заказать купе, кабриолет и двухдверный хардтоп, лишенный центральных стоек. Кроме кузовов, могли варьироваться также уровни оснащения, которые различались между собой роскошью отделки и наличием некоторых полезных опций. Базовой версией была Chrysler Imperial Custom, которая отличалась наличием лишь двух фар и отсутствием большей части хромированной отделки. Следующей ступенью на пути к вершине была модификация Crown, предполагавшая наличие усовершенствований в отделке салона и наружном оформлении. Наиболее богатым клиентам предлагался топовый автомобиль, который получил наименование Le Baron.
Выбора двигателя не предусматривалось - для всех модификаций предлагался один и тот же восьмицилиндровый V-образный агрегат с рабочим объемом 6,4 литра. Его особенностью было использование полусферических камер сгорания, которое позволяло оптимизировать процессы работы мотора и уменьшать выбросы вредных веществ. В то время как на прочих автомобилях концерна мощность двигателя достигала 340 лошадиных сил, здесь он был дефорсирован до 280 л.с. Такое решение было принято для продления срока эксплуатации автоматической трансмиссии, а также для исключения рывков огромного автомобиля при старте.
http://gomotors.net/photos/62/67/
Уже с первых месяцев появления Chrysler Imperial стал темой для обсуждения сотен тысяч жителей США. Появлявшиеся на улицах автомобили неизменно провожали восхищенными взглядами - они стали настоящим украшением крупных городов страны. Уже к концу 1957 года о машине заговорили по совершенно другому поводу - благодаря невероятно крепкому кузову и мощной раме ей запретили участвовать в автородео или гонках на разрушение, где она неизменно оказывалась победителем. Однако на самом деле все было не настолько радужно - примерно у одного из пяти транспортных средств, выпущенных под маркой Imperial, в течение первого года обнаруживались существенные дефекты сборки. Они были ликвидированы по программе заводской гарантии, однако неприятное ощущение у покупателей люксовых Chrysler все-таки осталось.
Несмотря на новизну модели, в начале 1958 года был произведен первый ее рестайлинг, который коснулся в основном передней части кузова. Уже в стандартной комплектации на автомобиль устанавливались четыре фары, которые стали его визитной карточкой. Ячейки на решетке радиатора были заменены широкими горизонтальными полосами, разделенными на четыре основных сегмента. Бампер избавился от двухуровневой компоновки и стал монолитным, а в нижней его части появились отверстия для противотуманных ламп. В топовой версии появились электрические стеклоподъемники и центральный замок - для прочих уровней комплектации они стали опциями, доступными за дополнительную плату. Кроме того, компания Chrysler презентовала свое последнее изобретение, названное автомобильным автопилотом - он представлял собой круиз-контроль с функцией поддержания постоянной скорости.
Однако провал модели был очевиден, и никакой рестайлинг не мог спасти положение - новообразованное подразделение компании продавало в 10 раз меньше машин, чем Cadillac или Lincoln. Тем не менее, администрация фирмы продолжала вкладывать деньги в развитие люксового проекта. В 1959 году Chrysler Imperial был вновь обновлен - при этом его производство переехало на полностью новый отдельный завод, расположенный в городе Дирборн. Вновь изменилась радиаторная решетка - теперь она содержала шесть огромных стальных зубьев, покрытых хромом. Фары опустились несколько ниже и получили новые корпуса, которые идеально сочетались с остальными стилистическими изменениями. Задняя часть крыши, отгороженная хромированной полосой, теперь могла окрашиваться не только в цвет кузова, но и в черный оттенок для имитации ландо. В передней же секции могла устанавливаться дополнительная светоотражающая пластина из полированной нержавеющей стали. Однако главным изменением стало применение нового мотора с иной формой камеры сгорания. При объеме в 6,8 литра он имел мощность 340 лошадиных сил, обладая при этом меньшей массой, и расходуя меньше топлива, чем прежний.
В это время у руководства фирмы начались серьезные разногласия с шеф-дизайнером Вирджилом Экснером. Было принято решение не продлевать контракт с ним, который заканчивался в 1964 году. На смену ему был приглашен бывший ведущий специалист Ford Элвуд Энгел, который постепенно включался в работу, внося собственные предложения по усовершенствованию машины. Тем не менее, модель 1960 года была создана полностью без его участия. Она получила очень серьезные стилистические изменения - например, передний бампер стал изогнутым, и напоминал теперь недобрую ухмылку на человеческом лице. Козырьки фар были вытянуты вперед и снабжены дополнительной хромированной подводкой с логотипами торговой марки. Она плавно перетекала на крылья и дальше на дверцы, образуя очень длинные молдинги, тянущиеся по всему борту транспортного средства. Фары вновь поднялись вверх, а решетка получила оформление в стиле мелкой сеточки. По центру капота располагался огромный орел, от которого к лобовому стеклу тянулась широкая хромированная полоса.
В салоне также произошли определенные изменения. Переднее сиденье стало индивидуальным - его разрезал напополам центральный тоннель. Кроме того, водительское кресло выросло в размерах по сравнению с пассажирским и получило дополнительную поддержку плеч и поясницы. Добавилась и удивительная функция, которая облегчала посадку и высадку из автомобиля - механизм поворота сидений с электроприводом. Плавность хода несколько уменьшилась в угоду управляемости - это произошло благодаря замене стандартных 14-дюймвых колес на 15-дюймовые. В целом, этот автомобиль был воспринят очень хорошо - как автомобильными критиками и журналистами, так и клиентами, которые немедленно отреагировали ростом количества покупок.
Однако уже через год все достижения были потеряны. Вирджил Экснер использовал достаточно спорное дизайнерское решение, которое заключалось в сокращении площади решетки и выносе фар на корпус. Бампер уменьшился в размерах, а количество хрома вокруг ходовых огней увеличилось, в то время как остальные части кузова лишились части своего украшения. Круглые приборные шкалы уступили место прямоугольной панели, в центре которой располагался ленточный спидометр. В отличие от прошлогоднего стиля, это оформление было воспринято очень плохо и стало причиной падения популярности Chrysler Imperial.
1962 год стал попыткой сделать дизайн машины более современным и соответствующим модным «аэрокосмическим» тенденциям. Плавники, расположенные в задней части кузова, стали прямыми, однако несколько увеличились в размерах. Передний бампер вновь расширился, а фары получили новые корпуса, уже утопленные вглубь капота. Крылья теперь заметно сужались в передней части, что позволяло сделать акцент именно на ходовых огнях. Решетка сохранила сетчатое оформление, однако получила мощную центральную поперечину, над которой располагался логотип в форме стилизованного орла. Из технических новшеств можно отметить новую автоматическую трансмиссию с меньшим уровнем механических потерь и сниженным весом, позволившим еще больше оптимизировать расположение центра тяжести.
В 1963 году машина получила «переходное» оформление, которое было создано одновременно двумя дизайнерами. Из главных особенностей стоит отметить еще более зауженную решетку радиатора, получившую прямоугольную окантовку, а также дополнительные секции переднего бампера, подчеркивавшие фары. Хромированные полосы сверху все также перетекали в молдинги, однако последние уже ниспадали к задним крыльям. Высота плавников была несколько уменьшена, а задние фонари впервые лишились отдельных корпусов и получили вертикальное расположение. Топовая модель Chrysler Imperial Le Baron сохранила прежний вид крыши с несколько зауженными задними стеклами, в то время как две остальные комплектации получили новый квадратный верх с увеличенным пространством для головы заднего пассажира.
Первый Chrysler Imperial, созданный от начала и до конца Элвудом Энгелом, был презентован в 1964 году. Он был очень похож на Lincoln Continental - наиболее успешную работу дизайнера в компании Ford. Радиаторная решетка окончательно разделилась на две части, обе из которых захватывали фары со своей стороны. Количество хромированных элементов отделки значительно увеличилось, а в углах переднего бампера появились огромные металлические «клыки». Молдинги по бортам исчезли, а плавники стали еще ниже. Зато задний бампер получил ромбовидную форму, а в центре багажника располагалась имитация еще более крупного кофра, на этот раз - вертикального. Нижняя его часть была увенчана огромной металлической пластиной, за которой располагался лючок доступа к топливозаправочной горловине. Для всех модификаций стала доступна новая опция - обтяжка крыши винилом, имитировавшим натуральную кожу.
В следующем году машина опять вернулась к исходной стилистике и стала напоминать внешним видом Chrysler 300. Решетка лишилась центрального разделения, однако получила крестообразный усилитель, который впоследствии применялся на большинстве автомобилей данного концерна. Фары получили общие корпуса и были сильно утоплены внутрь решетки радиатора - уровню ее поверхности соответствовали стеклянные линзы, общие для каждой пары осветительных приборов. В отделке салона были применены более роскошные материалы, однако стилистических изменений не наблюдалось.
1966 год стал последним для Chrysler Imperial второго поколения. Из существенных внешних изменений в машине этого года можно было найти модифицированную решетку радиатора, которая подразделялась на множество сегментов. Многие потребители в шутку ее называли «лотком для яиц» за схожую структуру перепадов высот. Задние фонари увеличились в размере в 2 раза и получили обрамление из настоящего 24-каратного золота. Имитация кофра была превращена в небольшой квадратный выступ, на котором сохранился характерный лючок, скрывавший заливную горловину топливного бака. Объем двигателя был увеличен до 7,2 литров, в результате чего мощность возросла до 350 лошадиных сил.
Машина стала звездой нескольких фильмов, среди которых можно назвать детектив «Зеленый шершень», а также шоу Pawn Stars. Кроме того, среди знаменитых обладателей подобного автомобиля можно назвать Брюса Ли и Папу Римского Павла VI. Уже через год на конвейер фирмы Chrysler стало третье поколение модели Imperial, которое отличалось меньшими габаритами, а также использованием несущего кузова. Однако легендарный автомобиль не был забыт - спустя много лет его популярность среди коллекционеров значительно возросла и теперь он считается одним из наиболее желанных приобретений среди американской классики.
В завершение этого обзора вашему вниманию предлагается видеоролик 1957 года, в котором специалисты компании сравнивают модели концерна Chrysler с моделями их основного конкурента General Motors - при этом сравнение проводится в соответствии с ценовой категорией автомобилей, в динамике и с описанием основных характеристик.